Старший Гандан-габджу и младший Генден-геше, уйдя в пустынь, созерцали до тех пор, пока не не начали лысеть. Затем просидели ещё двадцать с чем-то лет за книгами и сосредоточением, пока виски не покрылись сединой. Вот и говорит как-то Генден-геше Гандану-габджу:
— Мы с тобой досидели, созерцая и изучая книги, до преклонных лет. Теперь, когда осталось нам немного времени, не озадачиться ли нам принесением пользы верующим?
— Слова геше верны. Если мы с тобой не покажем народу наше чародейство, как они увидят драгоценность великого Учения?
На том и порешив, оставили своё созерцание и, ради приведения верующих во благо, пошли в населённые кочевья.
И вот идут вразвалочку Генден-габджу и Гандан-геше вдвоём по дороге, и дошли до развилки. Решили так: один пойдёт вперёд, а другой назад: "Один из нас пойдёт вперёд, а один назад! Идя своим путём, как только один из нас повстречает какого-нибудь конного, пусть спросит его о местных стойбищах. Там мы прольём свет истинного Учения на живых существ, а через год вернёмся на это место и поведаем друг другу, кто кого просветил, кто что нашёл и добыл!" Уговорившись так, разошлись.
Гандан-габджу, пойдя направо, не увидал ни одного человека, в конце концов утомился, расстегнул одежду и, переходя перевал Унегтийн,
У подножья перевала дамару потеряв,
На самом перевале колокольчик потеряв,
На вершине горы ваджру потеряв,
На южном склоне чётки потеряв,
В степь выйдя, ташур потеряв,
На обратном пути бурханов потеряв,
всё идёт. В конце концов ноги его покрылись мозолями, но вот он, обливаясь потом и изнемогая, разглядел вдали колодец. Подойдя и заглянув внутрь, чтобы испить воды, увидал там свой образ.
— Ничего себе! Да там же бедолага Генден-габджу! — воскликнул он, — ты там мне хоть глоток воды-то оставь! С жажды помираю!
Так он закричал ему и подался вперёд, а отражение тоже к нему потянулось. Он нагнулся вперёд, чтобы ухватить его, бухнулся головой вперёд в колодец, да так Гандан-геше и преставился. Вскоре подошёл один табунщик. "Что-то колодец засорился", подумал он, вытащил труп наружу и рассказал по округе.
Генден-габджу же, пойдя своим путём, сколько ни старался, тоже ни становища ни нашёл, ни единого человека не встретил. Ночью прилёг на ночлег под корнями дерева, и его укусила змея. Наутро еле двигаясь, пополз и дополз до того источника. Увидя, что Гандан-геше умер, запричитал: "Бедное существо! А он был ещё так молод!" Решив, что его надо похоронить, он взвалил его на плечи и потащил его к нескольким верблюдам, что были поблизости. Взгромоздил труп ему на спину, сел сам и поехал искать ближайшее селение. Да вдруг верблюд взбрыкнул и скинул Гендена-габджу на землю. Тут-то и он покинул земные пределы.
Так и не показали верующим эти двое лам свет Учения Будды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий