Если не ошибаюсь, то у Позднеева в его "Очерках быта..." я однажды встретил упоминание о хитроумном способе с зеркалами, помогающем буддийскому йогину свыкнуться, "обжиться" в теле божества-идама, которого он созерцает (точнее, представляет себя им). А может и не у Позднеева, а у кого-то из тибетцев. В общем, у монгольского Лхундуб-пандиты, в его труде о Стадии порождения Ямантаки (Бандид Лувсанлхүндэв. Ямандагийн үүсгэхүйн зэргэмж. - Улаанбаатар, 2004. - х. 141) я нашёл вполне себе исчерпывающее описание этого метода. В тексте перед этим идёт рассмотрение двух ключевых моментов практики на этом этапе: развития в себе "гордости идама" и его "ясного видения". Метод посвящён как раз проблемам, связанным со вторым пунктом. В общем-то, он подходит, конечно, не только для Ямантаки, но и для любого другого идама Ануттара-Йога-тантры, где нужно видеть себя божеством.
Однако как быть, если, созерцая в доме без окон, не удаётся достичь той искомой ясности в видении бурхана, когда умственно видишь его так же чётко, как будто бы смотришь на расположенную перед тобой его статую или рисунок? Тогда, следуя способу созерцания тибетских лам, в восточной стороне здания проделай большое окно, на западной разверни изображение идама, и непосредственно на восходе солнца сядь к окну спиной, а к изображению лицом. Напротив же себя, на подставке положи какую-нибудь маленькую книжечку и установи большое чистое зеркало. За собой, на уровне выше головы, установи на подставке другое большое и чистое зеркало, обращённое на изображение.
Сделав таким образом, наблюдай, как солнечный цвет, падая на нарисованного бурхана, проявляет его образ и цвет. Этот образ, отображаясь в заднем зеркале, попадает затем на то, что стоит перед тобой и, накрепко запечатлеваясь в зрительном сознании, заставляет глаз свыкнуться и отождествиться с этим отражением, с внешним обликом Ямантаки, его цветом и сложением. В то же самое время, видя и осознавая, что находящиеся в зеркале отображения бурхана и книжки как таковые, сами по себе не существуют, вот точно так же думай, что и само божество, и книжка, хоть и видятся, но в абсолютном плане не существуют.
Таким образом, приучив глаз, нужно научиться и с прикрытыми глазами, созерцая, сохранять то же ощущение, что было при лицезрении этого наяву. Так, сохраняя убеждённость в том, что все вещи по природе несуществующи, то есть пребывая в воззрении пустотности, благоговейно наблюдай, как сосуд и соки [мир и существа] растворяются в свете.
Комментариев нет:
Отправить комментарий