пятница, 2 марта 2012 г.

О процедуре опознания современных монгольских хубилганов


Молодые монгольские хубилганы в Индии
Незадолго до кончины Богдо-гэгэн IX практически пообещал, что в будущем он переродится в Монголии, что подтвердил и Хамбо Чойжамц. Между тем, за последние годы в Монголии найдено и отправлено на учёбу в Индию уже несколько именитых хубилганов. Среди них - перерожденец легендарного Манджушри-гэгэна, а также перерожденец Джалхандза-хутухты, бывшего в своём прошлом рождении премьер-министром страны. Представляю перевод интервью, взятого Г. Мандуулом в 2008 году у главы монастыря Тугсбуянт-Жавхлант, ламы С. Баяндоржа, по инициативе которого и было произведено опознание хутухты:


— Перерождение Джалхандза-хутухты опознали в монгольском ребёнке, а скоро, в наступающем месяце, состоится церемония возведения его на трон. Каким проверкам подверглась кандидатура этого мальчика?

— В 2004 году наш монастырь направил Далай-багши и Халха-Джебдзундамбе IX письмо с просьбой определить нынешнее перерождение Джалхандза-хутухты. От них в 2005 году пришёл ответ: выясните и пришлите нам имена всех тринадцатилетних мальчиков, рождённых в год курицы и четырнадцатилетних, рождённых в год обезьяны. Поскольку выяснение имён всех рождённых в эти года мальчиков по всей Монголии заняло бы очень долгий срок и потребовало бы больших денежных затрат, в первую очередь мы отправили имена рождённых в нашем Дзабханском аймаке. У нас мы собрали 1375 имён рождённых в годы курицы и обезьяны. И, если среди имён, собранных в Дзабхане, не оказалось бы перерождения, то тогда мы раздумывали послать запрос о том, в какой стороне следует искать, каковы иные знаки и признаки. Между тем в 2006 году пришёл ответ: перерожденца распознали в мальчике Чулуунбаатарын Эрдэнэчулууне из бага Буурал сомона Дурвэлжин Дзабханского аймака. Тогда я лично, вместе с нашим монастырским ламой-гэбкуем Б. Дашдоржем, отправился в его семью и пригласил его в монастырь. Теперь наш Дзалхандза-хутухта изучает Учение в Гоман-дацане индийского монастыря Балдан-Брайвун. 21-го числа будущего месяца в южно-индийском Балдан-Брэбуне состоится традиционный обряд возведения его на трон.



- Каким по счёту перерождением Джалхандза-хутухты будет наш мальчик?
- Восьмым перерождением Джалхандза-хутухты был достопочтенный Дамдинбазар, уроженец сомона Нумрэг [нынешнего  С.К.] Дзабханского аймака. Он был выдающимся религиозным и государственным деятелем. Он родился в 1874 году, а в 1877 году был опознан как перерождение святейшего Джалхандза-хутухты, и возведён на престол монастыря Равданчойнхорлин, что в нынешнем сомоне Бурэнхаан Хубсугульского аймака. Получив блестящее духовное образование, он стал шадар-хамбой у восьмого Богдо. Помимо своих религиозных обязанностей, он занимался также и делами государства. В истории остался период его премьер-министерства. Он скончался в 1923 году, и следующее его перерождение отыскано не было. Благодаря приходу демократии и возрождению Учения ныне мы опознали его девятое перерождение.

 Джалхандза-хутухта в будущем приедет в Монголию или останется в Индии?
— Далай-багши сказал, что Джалхандза-хутухта должен будет провести в Южной Индии за учёбой 15 лет. И теперь он в соответствии с этим распоряжением изучает Учение. А после этого прибудет в Монголию.

 Монастырь Тугсбуянт в первый раз определяет хутухту?
 В старину в нашем Дзабханском аймаке перерождалось много хутухт. Наш самый последний хубилган – это знаменитый Цамбадондов, или Анидаа из сомона Шилуустэй, пользовавшийся всенародной любовью и уважением. Он скончался в 1996 году. После этого мы и распознали Эрдэнэчулууна, или Данзэнчойживанчуга [его монашеское имя  С.К.] Работу по опознанию в мальчике Эрдэнэчулууне перерожденца Джалхандза-хутухты провёл наш монастырь.

 Говорят, в операции по определению нынешнего Джалхандза-хутухты участвовали и другие организации. Это правда?
 В операции по определению перерождения Джалхандза-хутухты принимал участие лишь наш монастырь. Больше никаких официальных организаций не участвовало.

 Будут ли монголы участвовать в церемонии возведения его на престол?
 Будут. Хурал, посвященный возведению его на трон, пройдёт 21 числа будущего месяца, или по лунному счислению в 15-е сутки среднего весеннего месяца. Желающие поехать должны отметиться в нашем монастыре Тугсбуянт-Жавхлант, чтобы назначенное число посетителей не было превышено. Тем верующим, кто зарегистрируется у нас, вход на церемонию открыт. Им нужно получить визу у индийского посла. 21 числа этого месяца пройдут хуралы в [индийских – С.К.] дацанах Цогчин и Гоман, 24-го —  в Самло.

 Сколько детей в семье нашего Джалхандза-хутухты?
 Две старшие сестры, один старший брат – он самый младший. Отец и мать примут участие в церемонии.

 Был ли он сам удивлён тому, что в нём распознали перерождение Джалхандза-хутухты?
 Сам он очень обрадовался этому, а вот отец с матерью были просто поражены. Он провёл при нашем монастыре 14 суток, а затем я лично в декабре 2006 года оправил его в Южную Индию. Там он поклонился Далай-багши и Богдо-багши. По решению Далай-багши он поселился в южно-индийский монастыре Балдан-Брайвун, его наставником был назначен лама Ёндонжамц. В 2010 году наш Джалхандза-хутухта должен вернуться, чтобы обновить визу. Когда уезжал, у него была виза сроком на четыре года.

1 комментарий: