Ступы в Амарбаясгаланте |
То, что известно как ступа, по-тибетски называется чортен. На самом деле «чортен» означает означает «принимающее подношения». Фактически, ступа являет собой внешнее выражение просветлённых Тела, Речи и Ума Будды. Прежде всего, это Ум Будды. Ум Будды таков, что это — феномен несоставной, у него нет ни образа, ни цвета, но он всеведущ. Он осознающ, ясен, и тем не менее вы не можете идентифицировать, заявив, что он является тем или этим.
Но несмотря на тот факт, что ум Будды не относится к составным явлениям, и вообще к каким-либо вещам, он проницателен, полон осознавания и, ради того, чтобы укротить всех живых существ и привести их на путь Пробуждения, Будда естественным образом проявился в двух особых формах. Безыскусно, без усилий он явил себя в двух типах тел.
Состояние чистой потенциальности Пробуждения, то есть состояние бытия Буддой, — за пределами каких-либо способов выражения. Оно не имеет ни образа, ни цвета, ни размера или какой-либо формы, и вот это-то истинное состояние Пробуждения, всё же выражаемое, и есть истинная ступа, эта подлинная ступа изначального пространства, или чокьи-йинг, то есть пространства сферы Дхармы, сферы чистой потенциальности. Это то, что называют настоящей ступой, каковой она является до всякого проявления. Это потенциал. То есть о чем мы сейчас говорим — так это о подлинном состоянии Пробуждения, до того, как оно как-то проявит себя вовне.
Однако это состояние изначального пространства, Дхармадхату, таково, что оно порождает динамические проявления, возникающее образно и ясно, наяву, в совершенстве и полноте. И поэтому, так как это изначальное пространство есть незамутнённое проявление динамической энергии, мы наблюдаем распространение ступ в четырёх сторонах света ради блага всех существ.
Состояние Ума Будды обладает тридцатью двумя качествами Пробуждения. Это десять сил, десять бесстраший и т.д. Всё это — атрибуты пробуждённого Ума Будды, и они называются качествами пробуждённого сознания.
Эти тридцать два качества пробуждённого Ума Будды во внешнем своём проявлении представляют собой тридцать две характеристики физической ступы. То есть, фактически, это физическая репрезентация внутренних свойств Ума Будды.
Ступы можно грубо подразделить на две категории. Это категория ступ Тхеравады, или хинаянистские ступы, и ступы, построенные в соответствии с традицией Махаяны. Они, в свою очередь, тоже подразделяются на более дробные категории в зависимости от их форм и конструкций.
В целом, в традиции Хинаяны можно встретить некоторые ступы в форме тела Будды, некоторые — в форме его одеяния, некоторые в форме его чаши для подаяний, чаши для приёма пищи, в форме его престола — форм существует много. Есть также ступы в форме его посоха.
В традиции Махаяны существует восемь главных типов ступ. После того, как тело Будды было предано огню, его мощи были разделены на восемь частей и отданы восьми великим царям, которые и сделали восемь разных ступ в их честь. Согласно великому учителю Нагарджуне, есть восемь главных ступ, выполняющих восемь разных функций.
Эти восемь главных ступ традиции Великой колесницы посвящены памяти великих прижизненных деяний Будды — с момента его рождения и до ухода в нирвану. Например, есть ступа, посвящённая его рождению, когда, едва родившись, он сделал семь шагов в четыре стороны света, и с каждым шагом под его стопами расцветали лотосы.
Есть также ступа, посвящённая тому, что Будда в юности в совершенстве овладел множеством искусств. Есть ступа, называемая благоприятной многодверной ступой — таши гоман. Она знаменует собой нисхождение Будды на землю из чистой земли Тушита, где он давал наставления своей матери. В традиции Ваджраяны есть много других типов ступ, каждая из которых строится с определённой целью. Например, есть четыре основных типа ступ для умиротворения. Есть ступы для привлечения, есть — для приумножения достатка и заслуг, есть ступы гневных деяний. Таким образом, ступа может являться во множестве форм, но основополагающий смысл остаётся тем же — она выражает собой пробуждённые Тело, Речь и Ум Будды.
Ступа в Бэтувлине (Улан-Батор) |
Например, в долине Катманду есть одна очень известная ступа, Сваямбху. «Сваямбху» значит «самовозникшая» ступа. Говорится, что во времена второго будды, Мармедзе, эта ступа находилась в небе, на вершине горы, и парила в пространстве. А во время второго третьего будды, Дипанкары, эта ступа погрузилась землю. Во время четвертого будды, Шакьямуни, самого последнего на сегодняшний день будды, эта ступа наполовину вышла из земли, а половина осталась под её поверхностью.
Эта ступа, ступа Сваямбху, поистине чудотворна. В шестой непальский месяц, приблизительно в апреле по-западному, в полнолуние там празднуется великий праздник. После него на самом деле можно наблюдать отражение ступы в небе. Её справедливо называют поразительной ступой. Буддист, небуддист, — каждый может видеть, как образ этой ступы появляется в небесах.
Так что ступы строились уже при жизни Будды Шакьямуни. Кстати, и сам текст, который сегодня использовался для освящения, восходит напрямую к Будде. Именно из его уст изошло руководство к освящению земли, которое я сегодня использовал. Оно называется «Сутрой двоякой чистоты». Некоторые из преподанных Буддой текстов изошли из его ушниши, некоторые были излучены, некоторые были явлены устно. Это — одно из устно преподанных учений; так что практика освящения земли считается очень священной.
Это учение об освящении земли, происходящее из уст самого Будды Шакьямуни, было, с одной стороны, преподано богам, и поэтому оно называется «Практикой двоякой чистоты». Один раз оно было преподано богам и получено сыном богов по имени Вималаратна. А человеком, познавшим это учение, был Сакьячандра.
Что до этого брахмана, Сакьячандры, то он был великим практиком учения тиртхиков и поначалу недолюбливал буддистов. Но однажды этот брахман получил от божества предсказание о том, что через семь дней он умрёт. Это очень взволновало его, и он принялся срочно отыскивать средства, чтобы отсрочить злой рок, какую-нибудь действенную практику, но отыскать что-нибудь подходящее ему так и не удалось.
Он почти отчаялся, и начал было раздумывать о том, чтобы обратиться к Будде, но ему трудно давалось это решение из-за своего прежде враждебного отношения к нему. Он был врагом учения Будды, и стоял на распутье, размышляя, следует ли ему сделать это. В итоге он решил, что буддисты отличаются состраданием и, возможно, сжалятся над ним, дав ему какой-нибудь совет о том, как избавиться от нависшей над ним угрозы.
Наконец он решился навестить Будду и пришёл к нему в рощу Джетавана, где Будда давал наставления собранию учеников. Приблизившись, он увидел, что их было довольно много, и внезапно осознал, что вот он, злейший враг буддийских учений, идёт среди огромного числа последователей Будды в то время, как они его слушают. Тут он лишился остатков смелости, затерялся в толпе и, выбравшись за стену, возопил о своём горе. Когда Будда окончил давать наставления, он ещё оставался за стеной, и тогда Будда сказал: там есть стена, а за ней — человек, чем-то сильно опечаленный. Приведите его ко мне«.
Будда спросил беднягу: «Ты что-то хотел мне сказать. Что же? Время идёт». И тот сказал: «Что ж, мне было предсказано, что через семь дней меня ждёт смерть. Могу ли я что-нибудь сделать? Правда ли, что через семь дней меня не станет?»
Будда ответил: «Да, это так. Но не это самое страшное. После смерти ты будешь перерождаться во множестве дурных юдолей и в конечном итоге низвергнешься в нижайшие миры, в ады». И без того обескураженный предсказанием о собственной смерти, он был окончательно подавлен историей ожидающих его посмертных злоключений, и потерял сознание. Когда он очнулся, Будда сказал: «Беда всё ближе, но есть способ, могущий поправить положение. В сущности, этот способ может предотвратить всё, что тебя сейчас ожидает, так, что ты этого совсем не испытаешь. Просто примени его».
Брахман был очень рад услышать, что такой способ существует. И тогда Будда поведал ему: «Вот что ты должен сделать: неподалёку есть одна ступа, оставшаяся, вероятно, от одного из будд прошлого, но она разрушена. Тебе следует её восстановить». И Будда дал ему указания к тому, как рисовать мандалы, какие тексты написать, как поместить внутрь древо жизни, — осевой деревянный стержень, проходящий по центру ступы, — и что на нём написать. Более того, Будда открыл ему, что тем самым он не только сохранит свою жизнь, но и закроет дверь в дурные перерождения, что в конечном итоге приведёт его к рождению в чистой земле Акаништхе. Акаништха значит «наивысшая чистая земля», где можно обрести великолепные качества Пробуждения. Тогда брахман пошёл прямиком к ступе, чтобы её отремонтировать. Даже не зайдя домой, он пришёл к ступе и принялся за работу.
Наряду с этим учением, Будда преподал другое — сутру, называемую «Всесвершение», а точнее — «Полное разъяснение того, как совершить всё», а также ещё одно — «Колесо, воплощающее все желания». Это долгая церемония, в ней есть подобающая мантра, порядок действий, совершаемых в ней. Здесь же Будда провозгласил, что возведение ступы сопряжено с рядом эффектов, а именно — оно совершает накопление огромного количества мудрости и заслуг, и строящего ступу благословляют все будды и бодхисаттвы, все пробуждённые существа.
Ступа — это вместилище рингсел. Рингсел — это неуничтожимые священные частицы мощей, возникающие в пепле после сожжения пробуждённых существ. Если человек возводит ступу, в которую помещаются такие реликвии, то все бодхисаттвы благословляют его. Он обретёт благой плод лицезрения будд, будет объектом почитания, и боги вроде Брахмы, Вишну и Индры будут чтить и славить его. Эти существа, мирские боги, наряду с буддами и бодхисаттвами примут обязательство защищать такого человека, поскольку он сделал весомый вклад в продвижение живых существ по белому пути к Пробуждению.
«Сутра двоякой чистоты» — это церемония освящения, которую я выполнил сегодня утром. Если она делается подобающим образом, она дарует огромное благословение. Возникнув в Индии, оттуда эта традиция проникла в Тибет, куда её принёс самый первый пришедший туда буддийский наставник, Шантаракшита. Он был великим настоятелем, впервые принесшим Дхарму в Тибет. В то время тексты всех ритуалов, всех церемоний, связанных со строительством ступ, были переведены на тибетский. Это было ещё до прибытия в Тибет Падмасамбхавы.
Вот что касается истории ступы, — это всё, что я хотел сказать об этом сегодня. Я хотел ввести в своё повествование исторический контекст, чтобы мы поняли, что церемонии освящения ступы восходят к самому Будде. Такова «Сутра двоякой чистоты».
Теперь я хотел бы поговорить о ступе как таковой. Существуют неисчислимые блага, получаемые от возведения ступы, и эти учения были дарованы Буддой царь Цалдьору. Также Будда объясняет блага обхода ступы, совершаемого для накопления добродетели.
Говорится, что если вы в процессе строительства поместите в форму хотя бы щепоть песку, то добродетель от этого будет равноценна добродетели от поднесения Пробуждённым многих мер золота.
Золотая ступа в Эрдэни-Дзу |
Мы устанавливаем связь с Пробуждением, видя ступу, слыша о ней, вспоминая её, представляя её — любое взаимодействие с ней дарует благодать. Насекомое ли, человек ли, или бестелесное существо, которое, паря в воздухе, коснулось её — все получают благословение и накапливают заслугу.
Также ступу можно рассматривать как внешний символ существования учений Будды в наши дни: даже сегодня вы можете воочию увидеть, что ступа и правда представляет собой Будду. В Бехарте, в Бодхгае, что в северо-восточной Индии, по сей день стоит настоящая ступа Будды — объект почитания огромного количества людей. Ежегодно сотни тысяч, возможно, миллионы людей, паломников приходят к ней, чтобы почтить её и поклониться ей. Таким образом, она символизирует собой присутствие Будды, и, как символ Будды, почитается подобающим образом. Множество монахов и монахинь получают возле неё посвящения; к ней приезжают люди из Тайланда, Гонконга, Японии, со всего мира.
В прошлом было много историй о реликвиях, появляющихся от этих ступ. Как было упомянуто ранее, это явление называется рингсел — маленькие пилюли-реликвии, которые спонтанно порождаются ступой. Иногда они даже падают с неба подобно дождю вблизи таких ступ, как Бодхнатх или Сваямбху. Историй таких предостаточно. Но похоже, что в наши дни это случается не так часто, как это обычно было в прошлом, что, по всей видимости, связано с нынешними временами упадка и вырождения.
Мне по-настоящему нравится работать со ступами — создавать их, помогать со строительством. На данный момент, в Штатах, я поучаствовал в создании тринадцати ступ, а всего строил более двадцати. Причина в том, что ступа — поистине удивительное явление. Если вы строите храм или что-то подобное, то возникают проблемы совершенно разные. Тут и управленческие вопросы, вам их решать. Дело это, конечно, великое, но и затруднений может быть масса. потому что всё это связано с разными людьми, и всякое может произойти. А вот ступа и всё, что с ней связано — сплошная добродетель. Тут всё просто. Она и строится специально для добродетели, чтобы каждый мог накопить заслуги и обрести благодать.
Так что тут всё просто и всё ясно. С самого начала тут всё основано на благе. Благо в процессе строительства, благо в итоге. Тут всё добродетельно, а в иных случаях необходимо иметь дело с деньгами, с людьми. С храмом не знаешь, как пойдёт, а со ступами всё понятно и просто.
Ступа Калачакры в Гандане |
Ещё Гуру Ринпоче и Шантаракшита в своих прощальных заповедях тибетскому народу указывали, что лучшее лекарство от бед круговерти — это ступа, и всё проблемы можно решить при помощи ступ, так как каждой проблеме соответствует свой тип ступы. Наше время — время упадка, и все мы испытываем на себе влияние пяти видов вырождения. И есть ступы, которые противодействуют этим вырождениям; например, есть такие, которые подавляют болезни, голод, нищету.
Таким образом, существует множество разновидностей ступ, каждая из которых действует против различных проблем. Есть гармонизирующие ступы. А если где-то люди страдают от бедности, то там можно построить ступу дворца Дзамбалы, которая равнозначна собственно дворцу Дзамбалы; принимая во внимание закон взаимозависимости, мы, чтобы избавиться от бедности и обрести достаток, создаём для этого благодетельную причину. Именно таков принцип действия ступ — по закону взаимозависимости.
Также существуют ступы, представляющие тело, речь и ум Будды, и их строят и поклоняются им те, кто желает обрести Освобождение и Пробуждение. Разные ступы оказывают различный эффект.
В силу того, что со ступами связано так много добродетелей, так много хорошего, то когда я услышал, что ваша местная община уже построила так много ступ и собирается строить ещё, я был совершенно счастлив. Мне такой род деятельности очень нравится, это моё любимое занятие, и я им занимаюсь с наибольшей охотой. Из всех вещей, что я люблю, больше всего мне нравится строить ступы и помогать с их строительством.
Год назад я хотел оставить свои поездки и больше времени проводить дома, сконцентрировавшись на работе в Монтане. Но узнав, что тут у вас будут строить ступу, я просто ничего не смог с собой поделать. Во всяком деле, что связано со ступами, я всегда готов быть полезным, и в строительстве этой ступы я готов оказать любую помощь и полон энтузиазма.
Ступа в Увэр-Баясгаланте |
Строите ли вы ступу, делаете ли ей подношение, оказываете ли почтение ей или же просто радуетесь, когда это делает кто-то другой, вами движут сострадание и любовь, они наполняют всё ваше существо, и вы делаете благопожелание о том, чтобы все существа обрели благо от этой ступы, тогда заслуги и благословения будут неохватны. Наша жизнь очень коротка. Мы можем скончаться сегодня или завтра, а вот ступа — останется. Так что полагаться на ступу — весьма здравая мысль: она и дальше будет существовать в мире, возможно — сотни лет, тысячи, очень долго. И всё это время живые существа будут получать её благословение, будут накапливать заслугу. Это длительный, непреходящий феномен, и воздействие его невероятно, а последствия — неохватны. Так что если вы хотите бесконечно умножить свою добродетель, то обратитесь к ступе.
Ответы на вопросы учеников
— Интересно, когда Ринпоче был в месте, где сейчас строится ступа, какие-то благоприятные знаки, приметы для строительства он видел?
— Вчера я съездил посмотреть географическое расположение ступы, — с точки зрения геомантии оно просто образцовое. Просто невероятно. Все признаки — благоприятные, прямо как из учебника, все взаимосвязи признаков — хорошие, во всей полноте. Это и вправду поразительно. Я думаю, множество молитв ваших прошлых жизней сейчас обрело свои плоды, раз вы нашли такое совершенно место.
Я изучал геомантию, и был вчера немало удивлён, заметив в одном месте так много разных знаков сразу. Вот например, с севера должна быть скала, похожая на черепаху, и там как раз такая. На западе — длинная скала в виде птицы. И там, если посмотреть, можно такую увидеть, она похожа на голову орла, большая и красная. На юге должны быть два «тигровых клыка» — посмотрите, там и правда есть две скалы, точь-в-точь клыки тигра. Это просто невероятно.
— Каково назначение ступы, которую здесь строят?
— Я точно на знаю, какую именно ступу тут думают делать, какой тип.
— Ступу Амитабхи.
— Значит, это будет по типу ступа Пробуждения, и её назначение — вести существ к Пробуждению посредством взаимодействия с ней. Ещё она по-другому называется ступой укрощения Мары, и будет усмирять живых существ, которые могут причинять вред. Таким образом, взаимодействуя с такой ступой, вы развиваете своё стремление к совершенному Пробуждению, и избавляетесь от препятствий и проблем, которые могут претерпевать существа из-за воздействующих на них негативных сил. Вообще-то говоря, все ступы внутренне одинаковы, потому что они освящаются одинаковым образом и содержат в себе одинаковые закладки, и разные они только внешне. Лишь внешний вид из составляет разницу между ними.
— Повлияет ли ступа на энергетику земли, где она будет построена?
— Да, очень благотворно повлияет, конечно. Вы хотите знать, каким именно образом?
— Может, какой-то стабилизующий эффект, или заряжающий. А как?
— Знаете, она как древо, исполняющее желания. Вы обращаетесь с просьбой и получаете искомое. А как именно — а по-разному. Она может дарить благословение обратившимся к ней. Она может гармонизировать. Может сглаживать грубую энергию. Она может явиться источником накопления заслуг, и даровать даже тем, кто лишь посмотрит или услышит о ней, или подумает о ней, семена обретения Освобождения, которые позже прорастут и дадут свои плоды. Таким образом, влияние ступа оказывает различное.
— А она оказывает какое-то воздействие непосредственно на саму территорию?
— Да, всё становится мягким, всё уподобляется прекрасному саду, наполняется красотой.
— У нас в строительство вовлечено много учеников. Как человеку узнать, что он и правда скопил много добродетели, участвуя в этом? Я был свидетелем нескольких случаев, когда люди, пожертвовавшие на ступы, практически сразу же после этого переживали очень тяжёлые жизненные ситуации, очень дурную карму.
— Это не только со ступами связано, хотя это даже характерные явления. Но это случается и относительно Учения в целом. Степень вовлечённости в Учение Будды автоматически вызывает реакцию со стороны вашей чёрной кармы. Предположим, бодхисаттве остаётся последняя жизнь до обретения Пробуждения. По идее, ему бы надо всецело посвятить себя избавлению ото всей кармы, что должна быть реализована в будущих жизнях, но он этого не делает. То есть, скажем, у вас остаётся ведь и некая часть чёрной кармы, увлекающая вас в низшие рождения. Но это — ваша последняя жизнь. Вам предстоит прожить всё, что вам причитается, за срок этой жизни, вместо того, чтобы неторопливо переживать это всё на протяжении нескольких жизней. Я лично знал великих лам, выдающихся учителей, и даже они оказывались в очень тяжёлых ситуациях, невозможно представить даже, насколько тяжёлых. Вот вы смотрите на него: ах, какой прекрасный лама, он так мудр, так безмятежен. Но и такой лама имеет дело с тяжелейшими последствиями накопленной когда-то отрицательной кармы, ведь масштаб трудов его так же грандиозен.
Даже пройдя сквозь все эти трудности, такие ламы к концу жизни являют многочисленные знаки обретения Освобождения, такие, как нахождение в состоянии тугдам, — вы знаете, перед смертью много дней они пребывают в медитативной позе. Их тела ещё тёплые, но официально они уже мертвы. Сердцебиения нет, и так далее — весь набор знаков.
В общем, практикуя Учение, приходится пережить многое.
— Исходит ли побуждение построить ступу от каких-то земных сил, от звёзд, от бодхисаттв, или от собственной кармы?
— Эта сила, энергия, исходит из кармы человека. В целом, что мы имеем ввиду, когда говорим, что нечто исходит от кармы? Когда некто творит добродетель, накапливает заслугу, имея при этом правильную мотивацию, то последствия этого будут обязательно положительными, — он, вследствие этого, будет наслаждаться в будущем радостью и счастьем. С другой стороны, если кто-то, задумав недоброе, совершит недобродетельные поступок, то, посеяв такое семя, со временем он обретёт подобный ему плод. То есть всё сущее — следствие причины. Создавая благотворные причины, обретаешь благой плод. А он являет себя как в личном плане, так и в плане обстоятельств. Некогда были созданы благие причины, и вот теперь они начинают созревать: сперва складываются предварительные условия для строительства ступы, затем находится и земля, и люди, которые объединяются с этой целью. Это, в свою очередь, опять создаёт положительный эффект на будущее, это цепная реакция, стойкая и позитивная.
— Кто построил первую ступу, откуда вообще пришла эта технология?
— Назвать самую первую нельзя, слишком уж древние то были времена. Последним на сегодня буддой был Шакьямуни, до него был Дипанкара, а до него были ещё будды, и промежутки между их приходом составляли десять тысяч лет. То есть, отследить первого будду не удастся. Есть ещё самовозникшая ступа в Сваямбху, которая появилась во время, когда в той долине было озеро, и люди там ещё не обитали. Но всё это дела давно минувших дней, выделить первую было бы очень трудно.
— И ни преданий, ни историй нет?
— Про «прародительницу», прапрабабушку всех ступ — нет таких. Есть разве что нерушимая ступа над ваджрным престолом в Бодхгае, там, где Будда достиг Пробуждения. Она парит в небе над зримой ступой, и будет оставаться там, пока в наш мир будут приходить новые будды. Всё это время она будет пребывать там. В Ваджраяне, в тантрической традиции, есть три нерушимых символа пробуждённых Тела, Речи и Ума. Их существование знаменует собой возможность возвращения в мир Учения Будды даже после того, как оно полностью исчезло на какое-то время. Три вещи эти суть хрустальная ступа, статуя Будды и книга, представляющая собой пробуждённую речь, которую называют «Единственным сыном тантры Будды». Это — тантра Великого совершенства, вершина всего, преподанного Буддой. Даже если наш мир перестанет существовать, и весь целиком обратится в ничто, то и тогда эти три вещи не исчезнут. Они перейдут в следующую мировую систему, и всё начнётся заново.
— То есть они вне измерений, они нематериальны?
— Они нерушимы, и могут явиться повсюду. Но будут здесь, пока стоит мир. А то есть ещё одна ступа, под ступой в Богхгае. Она не ваджраянская, относится к обычным Колесницам буддизма, но и её называют нерушимой. На самом деле, все будды являются туда и достигают Пробуждения в Бодхгае, в Индии, все сотни и тысячи будд — в одном и том же месте.
— Когда Гьятрул Ринпоче бывал в Седоне, он рассказывал о самовозникших ступах в скалах.
— Я тоже видел такое. Это образованные природой цаца — миниатюрные ступы. Суть этого феномена такова, что когда человек смотрит, к примеру, на скалы с верой и чистым видением, то он влияет на явления внешнего мира. И они отвечают ему, это как бы символическая связь между сознанием и внешними явлениями. Природа видоизменяет себя согласно восприятию тех, кто взирает на неё. Это называется «саморождением» (ранджунг). Либо объект поклонения может возникнуть спонтанно-естественным образом, либо же уже существовавший объект может обрести элементы благословлённости — это происходит и в ту, и в иную сторону. Внешние вещи могут даровать благословение, но и ты можешь воздействием на внешние вещи породить благословение в них. В Тибете это часто бывает, из-за сильной веры населения — образы сами собой появляются в горах. Всё это демонстрирует собой тот факт, что взаимодействие сознания и явлений — двусторонний, гибкий процесс.
Если вы имеете веру во что-либо, будды автоматически благословляют это — их благодать входит в объект в силу того факта, что вы обладаете преданностью. Не так, что, мол, будды подписали когда-то договор, запрещающий им благословлять что-либо где-то, кроме Индии с Тибетом. Они делают это по всему миру, и я чувствую, что в будущем они могут подать особую благодать и этому месту, если для этого будет достанет нашей с вами веры и преданности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий