В русском «Хронографе» конца XVII века (хронографы — это жанр средневековой русской историографической литературы) содержится выписка «О законе идолопоклонническом Китайского царствия и о двунадесяти месяцех и о знамении их».
В начале XVII века Русское царство установило дипломатические отношения с западно-монгольскими (хотогойтскими) алтан-ханами, а во время составления этого хронографа активно взаимодействовало с калмыками, джунгарами и монголами почти на всём протяжении своей южной сибирской границы. В середине века Алтан-хан Лувсан даже предлагал царю Алексею ввести в Монголию русские войска, чтобы объединить страну под его правлением и затем разгромить маньчжуров.
Разумеется, образованным жителям расширившегося на восток царства было любопытно узнать об обычаях своих новых соседей. Книжник, записывавший сведения о календарных обрядах монголов, однозначно квалифицирует их как идолопоклоннические, и даже воспроизводит нечто вроде «кровавого навета» на буддийское духовенство, которое якобы совершает человеческие жертвоприношения на праздник Белого месяца, Цаган сар.
Первое знамя небесное значит Тангутьскам, Китайским Богдоиским, Мунгальским, Кальмыцким писмены, языками, именуется Барс [бар — тигр. С.К.], а под тем Барсом имянуемый Чаган Сара бурхан, сиречь март месяц. И в тех во всех землях с того перваго числа рождения марта месяца те идолопоклонницы чинят празднество велие, понежь тот месяц славнейший всех месяцей и миротворный и с того числа в том месяце хлеб и всякой овощь сеют.
И по своему идолопоклонническому установлению древнему обыкновению кутуфта их с лабами и с манжами, сиречь с патриархом и с попами и с певчими, с ханы их и тайшами, сиречь с цари их и князи, и со всеми мирьскими людьми приносят на жартву (sic) тому идолу богу своему купленых чистых избранных отрочат мужеска полу и женьска дву человек. И тех отрочат закалают и кровь их кладут в сосуд, да к той же крови человеческой приносят на жртву от всякого скота по первородному животному, и от птиц и от винограда, и от всякой овощия, и от земнаго плода, и от пшеницы, и от масла коровья.
И то все по части емлет кутуфта их, сиречь патриарх, правою рукою трема персты и полагает в тот сосуд служащий, а тот сосуд сребряной вызолочен в ведро величиною, а вышиною в аршин, а подобием зделан тот сосуд аки келих или потир. И того месяца марта первое число рождение празднуют в божнице своей, их языком названой Бурхангерд [бурханы гэр — божий дом. С.К.], сиречь божия церковь или божий дом. И в том праздьнестве своем в молбщие празднуют с вечерняго часа во всю нощь и до половины дня всем своим идолопоклоньническим собором молятся. А тот их сосуд или потир со всем тем вышеписанным приношением стоит на плащанице, а та плащаница положена на коврах посреде божницы. А на той плащанице написан во славе и облацех седящим подобием, глаголемый бог их Бар и богиня их, Майдеры чаган сара, со отроком и со откровицею, малыми младенцы иных земель рожденные. И емлет тот потир или сосуд с тем идолоприношением поп их или лама, их -языком, и приносит тот сосуд х кутуфте, и кутуфта правую руку полагает на тот сосуд и жерьтвйще то и емлет тремя персты первыми ис того потира или сосуда сочиво и пшеницу с кровию и трижды той мечет или бросает вверх вь воздух.
А после того действа ис того сосуда емлет кутуфта ложкою серебряною вызолоченою. И то их идоложертвенное приношение, сам трижды полагает во уста своя, а после себя ис того сосуда властей своих, доржей, (сий речь архиепископов) и лаб [т. е. лам — С. К.], сиречь попов, и гичюлов, сиречь диаконов, и манжей, сиречь певчих, тою ж ложкою по единожды дает всякому человеку во уста есть, а после всех причетников, ханам, тайшам, князцам и мирским людем всем, мужеському полу прежде, а женьскому после такожьде ис того сосуда дает по единожды в уста. И совершив то свое молбище, вышед от службы и божницы, зьдравствуют друг другу в новой год и пиршество во царстве своем и в улусах между собою сходящеся 12 дней соверъшают.
Второе знамение Тулай бурхан [туулай — заяц. С.К.], глаголемый бог, сиречь совокупителен и строителен земный птицам и плоду и скоту всякому в рождении соблюдатель, именуемый их идолопоклоннический Бурхан Тулай, сиречь бог блюститель всему, и понежь от вышняго Тенгри Канду, сиречь от небесного царя вручена та власть, строителю ему быти на землю. И того месяца апреля 1-го дня рождения, по первому вышеписанному извычаю и законному своему улажению Бар сачаган сары со Майдерою, сиречь против марта месяца, и тому идолу своему Тулаю Бурхану богу своему празднуют три дни тем же вышеписанным подобием.
Третие знамя Бурхан кучя, сиречь май месяц. И в то время того месяца майя рождения перваго чисал те идолопоклонницы празнуют шесть дней: в полях ставят розными цветами камчатые, отласные, бархатные украшенною бурханы герт, сиречь божию церковь, и приносят на жертву Бурхану, сиречь богу своему, от всякого скота от млека и сыра. И празднуют шесть дней и пиршество творят тем идоложертвенным приношением своим идолу своему Бурхану куче такожде по вышепиеанному уставному обыкновению своему.
Четвертое знамя Дуланю дулане бурхан, (сиречь теплой бог, месяц июнь). И сказывают будьто от вышняго бога такая ему власть на земли вручена, призывают его идола на помощь, войною ходят на неприятелей, громы и молнии посылают убивателныя и дождь на землю изливает ко всякому плодоношению, в морях и в реках и во езерах в водах рыбы согревает и плоды творити. И те вышеписанные идолопоклонники тому своему именуемому Дудуну Бурхану, сиречь теплому богу своему месяцу июню рождению, перьваго числа празднуют 9 дней и то идоложертвенное приношение приносят на мольбу тому идолу, богу своему, овец первородных и телят и от коров молозиво и от кобыл молоко и от кобылина жь молоко перепускное вино с молока. И от части кутуфта и лабы их кладут в тот же вышеписанной сосуд и совершают службу свою над тем идоложертвенным приношением по закону своему.
Пятое знамя знаменует Бага Бурхан качелей, (сиречь сильный древний бог, нарицаемый месяц июль) он же нарицается лев, понежь то все свое врученное указное время сильнейшие прочих знаком или планит и царем называется в животных зверех, понеже в то время вручению ему властию солнце крепко горячестию вся семена и земныя плоды и древеса и птицы в совершенство приводит и жатва бысть бывает. А сам он, Бага бурхан, в руках своих от земнаго плода два стебля или две соломины с класы пшеничными держит, а внизу ног его, Бага бурхана, младенец стоит, держащий на раме своем или на плече сумы с овощием с первым приношением. И те вышеписанные идолопоклонники в тот день рождения месяца перваго числа три дни празнуют с тем дарованным от бога плодом, тому богу своему Бугану бурхану честь воздающе, и те плоды нововосприятые по закону своему по прежьде реченному обыкновению с пиршеством велиим.
Шестое знаме Окин бурхан Саин, сиречь дева богиня добрая. И сего месяца августа 1 числа рождение Окин бурхан, сиречь девы добрые богини. Тот день и число идолопоклонницы тех земель, собрав земные плоды и овощие от всяких древес и от всякого плода и от всякого овощия, положа в кошницы с теми дары приемлют в руки свои и возносит выше главы своея во приношение и в дар вышнему богу подносит за порученное ей служение. А позаде ея стоит старая служебница ее богиня, в руках держит ветвь благоуганную, и то значит по их идолупоклонническому закону, якожь бо старая жена не может в старости своей детородства иметь, такожде и дева без мужа. Подобна и земля того времени плодов рощения совершенства не имеет в порученно власти своей. И те идолопоклонницы тех вышеписанных земель и языков той Окин бурьхану богини своей, (сиречь деве богу своему) за восприятие всяких плодов земных и овощей и благоуханных цветов и трав земных приносят в жертву той богине своей по закону своему идолопоклонническому и празднуют девять дней и пиршество творят, мольбу, и съезжаются друг ко другу.
Седмое знамя Куби бурхан, сиречь осенний бог, сентябрь месяц, и тот их идол Куби бурхан, сиречь осенний бог, стоит со отроком своим служащим и в цыбызгу играет и похвалу возсылает вышнему богу и царю, понеже порученное ему от бога время лето совершися в полном всяком изообилии и понежь вь то время солнце равноденьствие восприемлет и стужею осень начинается. И те вышеписанные идолопоклонники тому своему Куби бурхану, сиречь осеннему богу своему, сентябрю месяцу, приносят жертву от скота всякого и от птиц и от рыб и от плодов земных и овощей в почесть и творят службу по закону своему уставленному, пиршествуют сутки.
Осмое знамя Кучарь бурхан сиречь скорпийной бог, власть имеющий над всяким гадом высокопарно летающим и на землю пресмыкающимся. Октябрь бо месяц той значит, якожь бо скорпия или ядовитое животно уязвляет и жалит человека и скот сице и время то болезненно есть в неразумии , в неравности стихии, сиречь аера студеного и ветреннаго, не здравость и мокрота, паче теплоты, бывает тогда. И те идолопоклонники тому Кучар бурхану богу своему рождению месяцу октябрю первое число празьднуют и молятся и приносят в жертву от скота первородных кладеного быка и нетель корову, которая плода не принесла. И закалают их и тое кров кладут в тот вышеписанной служителной сосуд, а достальную кровь от того скота и мясо варят в котлах и приносят в жертву тому богу своему, Кучару бархану, и молятся дабы их, служителей своих, избавил властию своею от вредителных воздухов и от всяких болезней, и то празднество празднуют сутки и совершают молбище и службу по своему обыкьновению.
Девятое знамя Ельдзин бурхан, сиречь стрелец бог, ноябрь месяц. В то время лов рыбам бывает и достальная часть осени кончается. И те идолопоклонники в то время рождение ноября месяца, первое число тому Елдежину бархану, сиречь богу своему молятся и в молбищи своем тому идолу или болвану и тому приносят от всяких птиц. И тех птиц в жертву закалают и в молбищи своем молятся тому идолу своему, дабы их, служителей своих, по власти своей избавил от всяких болезней и от нездравых воздухов и всякой скот их соблюл от всяких вредительных ветров, и в том своем празьднестве приносят ему пред образ его идольской, имянуемаго бога своего Ельдзин бурхана, чашки всяким подобием украшенные, и те чашки налиты чистым салом и маслом всяким вместо ламъпад, и в тех чашках поставлены светилники бумажные, и те светилники в тех чашках в божнице пред тем идолом зажигают и съветят сутки, и пиршество бывает или чинят между собою.
Десятое знамя Кукун бурхан или Кахай бурхан [гахай — свинья. С.К.], сиречь свиной месяц, декабрь или козорог, ибо то животно на высоких горах и глубоких раздолинах пасется, сице солнце в то время на высочайшей полуденной степени отстоянием далече от полунощныя страны шествие творит. Нощь продолжается и мраз умножается, и того ради те идолопоклонники тому Кутукту бурхану, сиречь богу своему, в жертву приносят от козлов и от свиней, и в божнице своей молятся, дабы их и всякой скот их сохранил невредима в настоящее зимнее время, и празднуют празднество сутки по закону своему узаконенному.
Первоенадесять знамя Улар бурхан, или иным званием Калугун бурхан [хулгана — мышь. С.К.], сиречь мышей идол или генварь месяц ту власть имеет, врученную ему от вышняго бога службу, мраз нощию вь жестокость приводит, нощь умаляти, дня прибавливати, воздух чистый и здравыций претборяти и теплоту временем износити. И в то время рождение генваря месяца 1 числа те вышеписанные идолопоклонники во всех своих землях тому идолу Улару или Калугани в жертву приносят в божнице своей лебедей и от иных птиц, и молятся, дабы их по власти своей избавил от нездраваго ветра и скот их и празднуют день по закону своему.
Второенадесять знамя Усксен бага бурхан, или Кер бурхан [үхэр — корова. С.К.], сиречь бычей бог или малый месяц февраль ту имеет силу непостоянную мразно и ветренно и мокроту чинит и очищает землю и поля к настоящему перьвоначальнейшему властелину Барсу или Чагань саруе Майдери бурхану, сиречь богу своему марту месяцу, первейшему и почтеньному в месяцех. Того ради те идолопоклонники китайцы тому Ускеню бурхану, богу своему последнему в рождении остатного месяца февраля, приносят в жертву диких коз, еленей, зайцов. И молятся в божнице своей по своему обыкновению, яко он бурхан их Успень, по вьрученной ему власти от вышняго бога владеет птицам и летает по воздуху невредим, так бы их идолопоклонников и служителей своих сохранил от всяких болезней и воздухов нездравых, такожде бы скоть их всякой соблюдал в добром пребывании и за ту почесть на воспоминание тому Ускению бурхану, богу своему, от всякого скота приносят в жертву и постятся три дни и празднуют жертву приносяще по прежнему.
Источник
В начале XVII века Русское царство установило дипломатические отношения с западно-монгольскими (хотогойтскими) алтан-ханами, а во время составления этого хронографа активно взаимодействовало с калмыками, джунгарами и монголами почти на всём протяжении своей южной сибирской границы. В середине века Алтан-хан Лувсан даже предлагал царю Алексею ввести в Монголию русские войска, чтобы объединить страну под его правлением и затем разгромить маньчжуров.
Разумеется, образованным жителям расширившегося на восток царства было любопытно узнать об обычаях своих новых соседей. Книжник, записывавший сведения о календарных обрядах монголов, однозначно квалифицирует их как идолопоклоннические, и даже воспроизводит нечто вроде «кровавого навета» на буддийское духовенство, которое якобы совершает человеческие жертвоприношения на праздник Белого месяца, Цаган сар.
1. Март месяц
Первое знамя небесное значит Тангутьскам, Китайским Богдоиским, Мунгальским, Кальмыцким писмены, языками, именуется Барс [бар — тигр. С.К.], а под тем Барсом имянуемый Чаган Сара бурхан, сиречь март месяц. И в тех во всех землях с того перваго числа рождения марта месяца те идолопоклонницы чинят празднество велие, понежь тот месяц славнейший всех месяцей и миротворный и с того числа в том месяце хлеб и всякой овощь сеют.
И по своему идолопоклонническому установлению древнему обыкновению кутуфта их с лабами и с манжами, сиречь с патриархом и с попами и с певчими, с ханы их и тайшами, сиречь с цари их и князи, и со всеми мирьскими людьми приносят на жартву (sic) тому идолу богу своему купленых чистых избранных отрочат мужеска полу и женьска дву человек. И тех отрочат закалают и кровь их кладут в сосуд, да к той же крови человеческой приносят на жртву от всякого скота по первородному животному, и от птиц и от винограда, и от всякой овощия, и от земнаго плода, и от пшеницы, и от масла коровья.
И то все по части емлет кутуфта их, сиречь патриарх, правою рукою трема персты и полагает в тот сосуд служащий, а тот сосуд сребряной вызолочен в ведро величиною, а вышиною в аршин, а подобием зделан тот сосуд аки келих или потир. И того месяца марта первое число рождение празднуют в божнице своей, их языком названой Бурхангерд [бурханы гэр — божий дом. С.К.], сиречь божия церковь или божий дом. И в том праздьнестве своем в молбщие празднуют с вечерняго часа во всю нощь и до половины дня всем своим идолопоклоньническим собором молятся. А тот их сосуд или потир со всем тем вышеписанным приношением стоит на плащанице, а та плащаница положена на коврах посреде божницы. А на той плащанице написан во славе и облацех седящим подобием, глаголемый бог их Бар и богиня их, Майдеры чаган сара, со отроком и со откровицею, малыми младенцы иных земель рожденные. И емлет тот потир или сосуд с тем идолоприношением поп их или лама, их -языком, и приносит тот сосуд х кутуфте, и кутуфта правую руку полагает на тот сосуд и жерьтвйще то и емлет тремя персты первыми ис того потира или сосуда сочиво и пшеницу с кровию и трижды той мечет или бросает вверх вь воздух.
А после того действа ис того сосуда емлет кутуфта ложкою серебряною вызолоченою. И то их идоложертвенное приношение, сам трижды полагает во уста своя, а после себя ис того сосуда властей своих, доржей, (сий речь архиепископов) и лаб [т. е. лам — С. К.], сиречь попов, и гичюлов, сиречь диаконов, и манжей, сиречь певчих, тою ж ложкою по единожды дает всякому человеку во уста есть, а после всех причетников, ханам, тайшам, князцам и мирским людем всем, мужеському полу прежде, а женьскому после такожьде ис того сосуда дает по единожды в уста. И совершив то свое молбище, вышед от службы и божницы, зьдравствуют друг другу в новой год и пиршество во царстве своем и в улусах между собою сходящеся 12 дней соверъшают.
2. Апрель месяц
Второе знамение Тулай бурхан [туулай — заяц. С.К.], глаголемый бог, сиречь совокупителен и строителен земный птицам и плоду и скоту всякому в рождении соблюдатель, именуемый их идолопоклоннический Бурхан Тулай, сиречь бог блюститель всему, и понежь от вышняго Тенгри Канду, сиречь от небесного царя вручена та власть, строителю ему быти на землю. И того месяца апреля 1-го дня рождения, по первому вышеписанному извычаю и законному своему улажению Бар сачаган сары со Майдерою, сиречь против марта месяца, и тому идолу своему Тулаю Бурхану богу своему празднуют три дни тем же вышеписанным подобием.
3. Май месяц
Третие знамя Бурхан кучя, сиречь май месяц. И в то время того месяца майя рождения перваго чисал те идолопоклонницы празнуют шесть дней: в полях ставят розными цветами камчатые, отласные, бархатные украшенною бурханы герт, сиречь божию церковь, и приносят на жертву Бурхану, сиречь богу своему, от всякого скота от млека и сыра. И празднуют шесть дней и пиршество творят тем идоложертвенным приношением своим идолу своему Бурхану куче такожде по вышепиеанному уставному обыкновению своему.
4. Месяц июнь
Четвертое знамя Дуланю дулане бурхан, (сиречь теплой бог, месяц июнь). И сказывают будьто от вышняго бога такая ему власть на земли вручена, призывают его идола на помощь, войною ходят на неприятелей, громы и молнии посылают убивателныя и дождь на землю изливает ко всякому плодоношению, в морях и в реках и во езерах в водах рыбы согревает и плоды творити. И те вышеписанные идолопоклонники тому своему именуемому Дудуну Бурхану, сиречь теплому богу своему месяцу июню рождению, перьваго числа празднуют 9 дней и то идоложертвенное приношение приносят на мольбу тому идолу, богу своему, овец первородных и телят и от коров молозиво и от кобыл молоко и от кобылина жь молоко перепускное вино с молока. И от части кутуфта и лабы их кладут в тот же вышеписанной сосуд и совершают службу свою над тем идоложертвенным приношением по закону своему.
5. Месяц июль
Пятое знамя знаменует Бага Бурхан качелей, (сиречь сильный древний бог, нарицаемый месяц июль) он же нарицается лев, понежь то все свое врученное указное время сильнейшие прочих знаком или планит и царем называется в животных зверех, понеже в то время вручению ему властию солнце крепко горячестию вся семена и земныя плоды и древеса и птицы в совершенство приводит и жатва бысть бывает. А сам он, Бага бурхан, в руках своих от земнаго плода два стебля или две соломины с класы пшеничными держит, а внизу ног его, Бага бурхана, младенец стоит, держащий на раме своем или на плече сумы с овощием с первым приношением. И те вышеписанные идолопоклонники в тот день рождения месяца перваго числа три дни празнуют с тем дарованным от бога плодом, тому богу своему Бугану бурхану честь воздающе, и те плоды нововосприятые по закону своему по прежьде реченному обыкновению с пиршеством велиим.
6. Месяц август
Шестое знаме Окин бурхан Саин, сиречь дева богиня добрая. И сего месяца августа 1 числа рождение Окин бурхан, сиречь девы добрые богини. Тот день и число идолопоклонницы тех земель, собрав земные плоды и овощие от всяких древес и от всякого плода и от всякого овощия, положа в кошницы с теми дары приемлют в руки свои и возносит выше главы своея во приношение и в дар вышнему богу подносит за порученное ей служение. А позаде ея стоит старая служебница ее богиня, в руках держит ветвь благоуганную, и то значит по их идолупоклонническому закону, якожь бо старая жена не может в старости своей детородства иметь, такожде и дева без мужа. Подобна и земля того времени плодов рощения совершенства не имеет в порученно власти своей. И те идолопоклонницы тех вышеписанных земель и языков той Окин бурьхану богини своей, (сиречь деве богу своему) за восприятие всяких плодов земных и овощей и благоуханных цветов и трав земных приносят в жертву той богине своей по закону своему идолопоклонническому и празднуют девять дней и пиршество творят, мольбу, и съезжаются друг ко другу.
7. Месяц сеньтябрь
Седмое знамя Куби бурхан, сиречь осенний бог, сентябрь месяц, и тот их идол Куби бурхан, сиречь осенний бог, стоит со отроком своим служащим и в цыбызгу играет и похвалу возсылает вышнему богу и царю, понеже порученное ему от бога время лето совершися в полном всяком изообилии и понежь вь то время солнце равноденьствие восприемлет и стужею осень начинается. И те вышеписанные идолопоклонники тому своему Куби бурхану, сиречь осеннему богу своему, сентябрю месяцу, приносят жертву от скота всякого и от птиц и от рыб и от плодов земных и овощей в почесть и творят службу по закону своему уставленному, пиршествуют сутки.
8. Месяц октябрь
Осмое знамя Кучарь бурхан сиречь скорпийной бог, власть имеющий над всяким гадом высокопарно летающим и на землю пресмыкающимся. Октябрь бо месяц той значит, якожь бо скорпия или ядовитое животно уязвляет и жалит человека и скот сице и время то болезненно есть в неразумии , в неравности стихии, сиречь аера студеного и ветреннаго, не здравость и мокрота, паче теплоты, бывает тогда. И те идолопоклонники тому Кучар бурхану богу своему рождению месяцу октябрю первое число празьднуют и молятся и приносят в жертву от скота первородных кладеного быка и нетель корову, которая плода не принесла. И закалают их и тое кров кладут в тот вышеписанной служителной сосуд, а достальную кровь от того скота и мясо варят в котлах и приносят в жертву тому богу своему, Кучару бархану, и молятся дабы их, служителей своих, избавил властию своею от вредителных воздухов и от всяких болезней, и то празднество празднуют сутки и совершают молбище и службу по своему обыкьновению.
9. Месяц ноябрь
Девятое знамя Ельдзин бурхан, сиречь стрелец бог, ноябрь месяц. В то время лов рыбам бывает и достальная часть осени кончается. И те идолопоклонники в то время рождение ноября месяца, первое число тому Елдежину бархану, сиречь богу своему молятся и в молбищи своем тому идолу или болвану и тому приносят от всяких птиц. И тех птиц в жертву закалают и в молбищи своем молятся тому идолу своему, дабы их, служителей своих, по власти своей избавил от всяких болезней и от нездравых воздухов и всякой скот их соблюл от всяких вредительных ветров, и в том своем празьднестве приносят ему пред образ его идольской, имянуемаго бога своего Ельдзин бурхана, чашки всяким подобием украшенные, и те чашки налиты чистым салом и маслом всяким вместо ламъпад, и в тех чашках поставлены светилники бумажные, и те светилники в тех чашках в божнице пред тем идолом зажигают и съветят сутки, и пиршество бывает или чинят между собою.
10. Месяц декабрь
Десятое знамя Кукун бурхан или Кахай бурхан [гахай — свинья. С.К.], сиречь свиной месяц, декабрь или козорог, ибо то животно на высоких горах и глубоких раздолинах пасется, сице солнце в то время на высочайшей полуденной степени отстоянием далече от полунощныя страны шествие творит. Нощь продолжается и мраз умножается, и того ради те идолопоклонники тому Кутукту бурхану, сиречь богу своему, в жертву приносят от козлов и от свиней, и в божнице своей молятся, дабы их и всякой скот их сохранил невредима в настоящее зимнее время, и празднуют празднество сутки по закону своему узаконенному.
11. Месяц генварь
Первоенадесять знамя Улар бурхан, или иным званием Калугун бурхан [хулгана — мышь. С.К.], сиречь мышей идол или генварь месяц ту власть имеет, врученную ему от вышняго бога службу, мраз нощию вь жестокость приводит, нощь умаляти, дня прибавливати, воздух чистый и здравыций претборяти и теплоту временем износити. И в то время рождение генваря месяца 1 числа те вышеписанные идолопоклонники во всех своих землях тому идолу Улару или Калугани в жертву приносят в божнице своей лебедей и от иных птиц, и молятся, дабы их по власти своей избавил от нездраваго ветра и скот их и празднуют день по закону своему.
12. Месяц февраль
Второенадесять знамя Усксен бага бурхан, или Кер бурхан [үхэр — корова. С.К.], сиречь бычей бог или малый месяц февраль ту имеет силу непостоянную мразно и ветренно и мокроту чинит и очищает землю и поля к настоящему перьвоначальнейшему властелину Барсу или Чагань саруе Майдери бурхану, сиречь богу своему марту месяцу, первейшему и почтеньному в месяцех. Того ради те идолопоклонники китайцы тому Ускеню бурхану, богу своему последнему в рождении остатного месяца февраля, приносят в жертву диких коз, еленей, зайцов. И молятся в божнице своей по своему обыкновению, яко он бурхан их Успень, по вьрученной ему власти от вышняго бога владеет птицам и летает по воздуху невредим, так бы их идолопоклонников и служителей своих сохранил от всяких болезней и воздухов нездравых, такожде бы скоть их всякой соблюдал в добром пребывании и за ту почесть на воспоминание тому Ускению бурхану, богу своему, от всякого скота приносят в жертву и постятся три дни и празднуют жертву приносяще по прежнему.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий