пятница, 3 мая 2024 г.

Новая жизнь старого колокольчика

В 2011 году в одной из сувенирно-антикварных лавочек Хархорина я увидел интересный колокольчик. Нижняя часть его была явно современного изготовления, а вот верхняя — то есть рукоятка, отлитая из бронзы с очень качественной, изящной модели, была явно старинной. На металле были заметны потёртости, то есть когда-то предмет активно использовался. В короне лика божества (Праджняпарамиты или Авалокитешвары), а также лентах «сосуда посвящения» были предусмотрены выемки для вставки цветных камней, два из которых сохранились на своих местах до сих пор. Куплен этот колокольчик был по цене, практически идентичной ценам на аналогичные колокольчики современной работы. 

Совсем недавно захотелось выяснить поточнее, где и когда была сделана старинная рукоять этого колокольчика, которая со всей очевидностью была когда-то соединена с оригинальной нижней частью. Очевидно, к тому колокольчику должна была прилагаться и двухконечная ваджра, выполненная аналогично навершию колокольчика. Приступая к поиску, я не питал особых надежд на успех. Однако очень характерная форма рогов ваджра, которой я никогда не видел у колокольчиков что старой, что современной работы, давала некоторые основания для того, что опознать изделие, выполненное по тому же образцу, всё же может получиться.

И вот на сайте нью-йоркского художественного «Метрополитан-музея» нашёлся практически идентичный колокольчик. Когда-то он поступил в фонды музея в составе Коллекции музыкальных инструментов Дж. Кросби-Брауна. Согласно данным каталога этой коллекции, опубликованного в 1901 году, этот колокольчик — тибетской работы, предположительно — из Дерге, и датируется XIX веком.


Между делом выяснилось, что у моей рукоятки, привезённой из Монголии, есть в России ещё как минимум одна родная сестра. И оказалась она в России примерно в то же время, что и колокольчик из «Метрополитана» — в коллекции Кросби-Брауна, т. е. в кон. XIX века. Взгляните на это прелюбопытное изделие:




Это печать, принадлежавшая не сохранившемуся до наших дней храму во имя святых Константина и Елены в Пензе. На самой печати он назван «Царе-Константиновской церковью в г. Пензе». Храм располагался в поле на правом берегу реки Пензы восточнее посёлка Графовка между палаточными лагерями Мокшанского и Оровайского батальонов 50-й резервной пехотной бригады, и служил её бойцам в качестве корпоративной церкви. Он был освящён в 1896 году, что подтверждает датировку подобных колокольчиков XIX веком.

Забавно, что решение о строительстве этого храма было принято местным военным начальством после того, как оно заметило, что православные богослужения, совершаемые в небольшой войсковой часовне, привлекают ко крещению в православие немало мусульман и старообрядцев из числа военнослужащих Мокшанского батальона. А между тем на рукояти печати этого, в некоторой степени «миссионерского», православного храма — лик «языческого божества»!

Конечно, нельзя с уверенностью сказать, как именно деталь тибетского колокольчика стала рукоятью печати православного храма. Может быть, её из Бурятии или Монголии привёз какой-нибудь местный купец в качестве красивой диковинки неизвестного предназначения. Может, её привезли из какого-нибудь хурула Астраханской губернии, а то и из ещё более близких мест — в 200 км от Пензы находился Ставрополь-на-Волге (Тольятти), где в нач. XIX века компактно проживали бывшие буддисты — крещёные калмыки, впоследствии переселённые на Южный Урал. Среди них были как бывшие монахи, один из которых мог избавиться от более не нужной ему вещи, так и лица, продолжавшие тайно исповедовать буддизм, у которых подобную вещь могли изъять надзорные органы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий