Намсрайн Нагаанбуу |
— История Галдан-хана, как правило, неразрывно
связывается с ходом подчинения Халхи маньчжурам. Большинство историков считают,
что именно из-за вторжения Галдана в Халху халхаские князья вошли в
маньчжурское подданство. «Если бы вторжения не было…» - рассуждения на подобную
тему, очевидно, исходят из вышеупомянутого вывода. Однако история сохранила и
тот факт, что Галдан-хан сражался за объединение Монголии, за её независимость,
и в конечном итоге отдал за это жизнь. Кроме того, признаётся и то, что именно
Галдан был последним, кому удалось сделать раздробленную Монголию единым
государством в последний раз. Не кажется ли поэтому, что история Галдан-хана
выглядит весьма трагичной?
— Верно.
Самый драматический и скорбный эпизод в ней, наверное – это его гибель. Если
призадуматься, она была практически издёвкой судьбы, причём очень жестокой.
Этот хан геройски сражался за свою родину без чьей-либо поддержки, но погиб,
выпив смертельную дозу яда. Его когда-то верные друзья предали его,
переметнувшись к маньчжурам. Ойраты – лучшие мужи того времени – полегли в
боях, а Первый Богдо бежал на чужбину, перетянув за собой халхасов. В конечном
итоге монголов, поддерживающих его, почти не осталось. Он оказался подобен
смертельно раненому льву. Рассказывается, что он, воскликнув: – Я не смог, не
смогут и монголы! – ударил своей саблей о булыжник, и та раскололась напополам,
и затем принял своё смертельное зелье. Очень трагичная участь.
То был чёрный день –
3 декабря 1696 года, иначе говоря – 33 года правления Энх-Амгалана. Ану-хатун
была погибла от ружейной пули, его сына Сэвдэнбалжира схватили и переправили в
Пекин, где ему отрубили голову в качестве жертвы государственной власти
Энх-Амгалана, и повсюду раструбили об этом, дабы Галдан более не отваживался
сражаться за Монголию. Место смерти Галдан-хана – падь Ацтын в сомоне Тонхил
нынешнего Гоби-Алтайского аймака.
— Как правильно именовать Галдан-Бошогту-хагана с
истороической точки зрения? Иногла историки пишут, что Галдан-Бошогту был не
хаганом (хаан), а просто ханом (хан). Ваш вывод по этому вопросу? И его титул
«Бошогту» откуда?
— Правильно
говорить Галдан-хаган. «Бошогту» – это религиозный титул, полученный им от
Далай-ламы V. С 7 по 27 лет, практически два
десятка лет, Галдан обучался религии, получил титул лхарамбы, и тем самым
достиг почётного права сесть на престол Цзонхавы [т.е. стать настоятелем
центрального монастыря школы гелуг, Гандана – С.К.] и преподавать учение Будды.
Когда на ханском троне погиб его старший брат Сэнгэ, их мать Юм-Агас, не побоявшись долгого путешествия, прибыла к Галдану и рассказала ему о случившемся. Тогда её сын отставил в сторону дела веры и вернул свои монашеские обеты. Но Галданом-Бошогту («Благословенным») мы зовём его не поэтому, но и не потому, что он посвятил свою жизнь великому делу спасению монгольского народа от гнёта маньчжуров. Этим титулом, как нам известно из историографии, Галдан-хан обязан лукавой тибетской политике раздачи титулов.
Когда на ханском троне погиб его старший брат Сэнгэ, их мать Юм-Агас, не побоявшись долгого путешествия, прибыла к Галдану и рассказала ему о случившемся. Тогда её сын отставил в сторону дела веры и вернул свои монашеские обеты. Но Галданом-Бошогту («Благословенным») мы зовём его не поэтому, но и не потому, что он посвятил свою жизнь великому делу спасению монгольского народа от гнёта маньчжуров. Этим титулом, как нам известно из историографии, Галдан-хан обязан лукавой тибетской политике раздачи титулов.
— Это из-за своего хаганского титула Галдан смог
основать крупую державу? А то ведь люди часто думают, что он был лишь владыкой
ойратов, восставшим против маньчжуров.
— По
подсчётам маньчжурского Энх-Амгалана (Канси), Галдан был государем,
овладевшим более чем 1200 городов и
деревень.
— Он и вправду был правителем столь большой территории?
— Владения
Галдана можно по территории сравнить с чингисхановыми. Хотя Чингис-хан и
подчинил себе более 40 стран и и народов, историки оценивают владения Галдана
как соизмеримые с его завоеваниями. Как в 1188 году Чингис-хан был провозглашён
ханом тайчиутов, так и через 500 лет, то есть в в 1671 году, Галдан был
провозглашён ханом чоросов и затем объединил всех ойратов – хошоутов, дербетов,
торгоутов. Уже в 1765 году он воссел на престол Джунгарского ханства.
Галдан-хан покорил Турфан, Кумул, Кашгар, Яркенд, казахов и хотонов, объединил
земли, в которые некогда лично ходил Чингис-хан: Сайрам, Самарканд, Бухару,
Киргизию, Ферганскую долину, Центральную и Среднюю Азию, Восточный Туркменистан.
Кроме того, его ближайшими союзниками были Тибет и Кукунор. Владения Галдана
уступали чингисовым лишь в том, что ему не удалось захватить наследницу
Золотого государства чжурчжэней – Маньчжурию.
— Мы собираемся отмечать годовщину освобождения от
маньчжурского ига. В истории часто присутствует мнение о том, что именно
оттого, что «лютый вор» Галдан вторгся в Халху, она подпала под маньчжуров. Но
ингода можно прочесть и то, что она отошла маньчжурам стараниями «предателя»
Богдо-Занабазара. Вы на чьей стороне?
— Чего
только не говорят люди. Что до меня, я думаю, что примыкать к тому или иному
лагерю – дело бессмысленное. Что касается исторической правды, то тут имеют
значение лишь исследования, документы, источники и другой фактологический
материал. Это дело не личных пристрастий, а научных выводов, заключений.
— К какому же заключению пришли Ваши исследования?
— В этот
период развалились, по терминологии старинных традиций, три краеугольных камня
всемонгольского очага – ойраты, халхасы и чахары, то есть западные, северные и
южные монголы. Севером, Халхой правили младшие потомки Золотого рода. Во главе
ойратов стояли чоросские владетели. Южанами правил Лигдэн и другие старшие
князья Золотого рода; у них сохранялись обычаи поклонения онгону Чингис-хана.
Хотя Северная
Монголия и была колыбелью чингисова белого знамени, но воспользоваться этим
преимуществом и выйти на первые роли она не смогла. Поэтому ханом в конце
концов был провозглашён буддийский первоиерарх из семьи Тушэту-хана Гомбодоржа,
Занабазар.
Южные монголы
управлялись наследными ханами вплоть до Лигдэна. Западные же монголы образовали
государство во главе с Галдан-ханом. Чем более ослабевала борьба Лигдэн-хана с
маньчжурами, тем больше южных князей один за одним шли на поклон к маньчжурам,
получали от них титулы, в конечном итоге изменяли и с 1630-х годов стали
окончательно переходить в стан врага. Халхаские князья, особенно же подданные
Тушэту-хана, стали следовать их примеру начиная со времени «прозоливого» хана
Гомбодоржа. Именно с этого периода и обострилось противостояние Галдана и
Занабазара.
— Но ведь по сей день в исторической среде не утихают
споры, был ли Первый Богдо Занабазар предателем или нет?
— То, что
он предатель – бесспорно. Дети Тушэту-хана Гомбодоржа сызмальства, ещё в период
жизни их отца, постоянно слышали рассуждения на тему «когда мы подчинимся
маньчжурам…» и, с целью заранее подготовить себе тёплое местечко, постоянно
обращали свои взоры к Маньчжурии. Тушэту-хан Гомбодорж скончался в 1655 году.
Но ещё двумя годами ранее, в 1653 году, его сын Бундар, взяв с собой знатнейших
подданных, уехал в Маньчжурию и принял маньчжурское подданство. Впрочем,
история сохранила и тот факт, что ещё до него самым первым из халхаских князей,
получивших тамошний чин и предавшихся врагам, стал Дзасаг-чинван.
Ведь именно один из
сыновей Гомбодоржа, Занабазар, ещё до того, как в 1691 году всё целиком отошло
маньчжурам, а именно – за 38 лет до этого момента, ушёл к ним со всеми своими
людьми! Также, за 36 лет до того прискорбного события, родной брат Первого
Богдо, новый Тушэту-хан Чахундорж, только-только занявши опустевший отцовский
трон, препоручил младшего брата и детей опеке маньчжурского императора,
приуготавливая тем самым фундамент для будущей измены – можно привести ещё
немало подобных фактов. Если сказать яснее: когда и Первый Богдо, и Чахундорж
бежали в Маньчжурию, то там они встретились со всей роднёй, с Бундаром; вся эта
братия поступила на маньчжурскую службу, им был оказан самый радушный приём.
Иными словами, когда Галдан вторгся в Халху, то не на такую уж и «чужбину» им
пришлось уезжать.
— Если так, то взгляд, согласно которому именно из-за
вторжения Галдан-хана в Халху и произошло всё то, что произошло, получается,
неверен?
— Самое
важное – отбросить наконец это заблуждение. Вот ясный пример искажения истории:
нерешительные, тенденциозные историки уклоняются от того, чтобы переложить вину
на Центральную Халху, на Тушэту-хана. До вторжения Галдана Тушэту-хан Чахундорж
спровоцировал его на то, когда с туменом, то есть десятью тысячами, воинов
напал на Джунгарию, убив младшего брата Галдана Доржжава и Дзасагту-хана Шара.
Что мы видим из того факта, что он напал и уничтожил в дороге посольство из
более чем трёхсот человек, отправленных Галданом маньчжурскому императору, а
также из массы подобных фактов? Почему с самого начала Тущэту-хан Чахундорж
направил свои силы не против чужаков-маньчжуров, а на ойрат-монголов?
— То есть вы против тех историков, которые
придерживаются той версии, что Галдан первым напал на Халху?
— Я уже
раньше говорил об этом, приводя источники. Галдан-хан говорил: «Семихошунная
Халха мне не враг»; он хотел остановить Тушэту-хана и примкнувшего к нему
Сэцэн-хана, которые отправили своих сыновей в Маньчжурию и породнились с
захватчиками, объединить ойратов и халхасов и вместе выступить против
маньчжуров. Когда Чахундорж и Занабазар бежали к маньчжурскому двору, где уже
находились их приспешники и родня, он требовал от императора: «Выдайте мне этих
двух, творящих препоны объединению и независимости Монголии!»
— В целом, в тот период каково было соотношение сил и
населения халхасов и ойратов?
— Можно
сказать, они были эквивалентны. К сожалению, когда после Галдан-хана ойраты
подчинились манчжурским захватчикам, политика последних заставила ойратское
население сократиться со 620 тысяч до 120 тысяч. В ходе войны погибло
приблизиительно 240 тысяч; сто тысяч попавших в окружение ойратов тогда просто
истребили, причём многих из них закапывали в землю ещё живыми. В маньчжурскую
эпоху монгольской истории подобные преступления претерпели на себе лишь ойраты.
Есть историки, которые до сих пор не любят освещать эти прискорбные факты.
Именно после этого геноцида и возникло уничижительное прозвание ойратов «малый народ».
— С какого по
какой период просуществовало джунгарское государство?
— Государство
Галдан-хана простояло с 1635-го по 1758 год, то есть свыше 120 лет. В течение
69 лет после его смерти оно сохранялось в тех же границах, что были при
Галдане.
— Галдан-хан ведь не относится к потомкам чингисова
Золотого рода?
— Гуши-хановский
чоросский аймак – это потомки Хасара. Чоросский хан Эсэн-тайши, наследовав
своему отцу Тогону-тайши, в 1451-1454 годах
был ханом всех монголов. Галдан-хан, потомок младшего сына Эсэн-хана Эсмуна,
родился в 1643 году шестым (или вторым) сыном хиан-тайши Эрдэни-Батура. Говорю
«шестым», потому что у Эрдэни-Батура было двенадцать родных сыновей от трёх
жён, и шестым по счёту был Галдан. Но из двух сыновей Юм-Агас-хатун Галдан был
вторым. Ойратский Тогон-тайши отдал в жёны свою дочь Юм-Агас Амгалан-нойону,
торгоуту, потомку кереитского Тогрул-хана. Так что Галдан-хан по отцу – чорос и
потомок Хасара, наследник царей древних хунну, а по матери – торгоут, наследник
кереитского Золотого рода Тогрула.
Если говорить о
реалиях XIII века, то «небесным происхождением» обладали и кереитский
Тогрул-хан, и найманский Даян-хан, и меркитский Тогтохо, и тайчудский Чингис, так
что и относящихся к Золотому роду, можно считать на порядок больше. Однако
младшие потомки Чингиса стали называть Золотым родом лишь себя, а Тогона и
Эсэна, раз они не были чингисидами, соответствено, не называли. По той же
причине не величали их и ханами, но тайшами. Да и Богдо-гэгэна VIII, поскольку он был
тибетцем, называли не ханом, но – «солнечносветлым десятитысячелетним владыкой».
Кроме этого, кстати, хотелось бы отметить, что имеется обычай считать Золотой
род передающимся не по отцу, а, напротив, по линии матери.
— А в отношении Ану?
— Ану-хатун
была младшей женой старшего брата Галдана – Сэнгэ-хана. Когда Сэнгэ-хан
скончался, Галдан сделал её своей супругой. На младшей сестру Ану, которая была
в то время прислужницей у следующего за Галданом хана, Цэван-Равдана, Галдан
также женился. К примеру, у Чингиса тоже было две жены - родных сестры: Есугэн
и Есуй. Цэван-Равдан, в то время как Галдан вёл боевые действия в Халхе,
провозгласил себя новым великим ханом и после того, как Галдан скончался, тоже
долго воевал с маньчжурской властью. Неверно считать, что Ану, раз она была
женой Сэнгэ, поэтому приходится матерью Цэван-Равдану.
— Самая кровопролитная битва произошла близ
Заан-Тэрэлжа, в Налайхе и Дзун-Моде. Говорят, в ходе этого сражения Галдан-хан
умертвил Ану-хатун?
— Эту
местность, связанную как с печальными событиями в истории Монголии, так и с
ойратами, сейчас отвели под рытьё песчаных карьеров, роют там и тут. А
следовало бы взять её под госохрану и поставить там памятник в честь
Галдан-хана и Ану-хатун.
Галдан-хан принял
неравный бой с возглавляемыми Энх-Амгаланом 50 тысячами маньчжуров, ханьцев,
нанхиатов, южных и северных монголов, – огромным воинством, двигавшимся по трём
дорогам, был разбит и, взяв с собой выживших товарищей, бежал на запад. Во всём
мире лишь один, да его отважное войско, осмелились бросить вызов маньчжурской
мощи. Но не сколько маньчжуры, сколько сами монголы, в особенности же
тушэту-хановцы во главе с самими Тушэту-ханом Чахундоржем, долгие годы
неутомимо расставляли перед ним сети.
В ходе своей борьбы
с маньчжурами Галдан-хан провёл множестно больших и малых битв. Что в этом
самое важное, так это то, что Галдан сражался с объединёнными военными силами
маньчжуров, нанхиатов, внутренних монголов и халхасов во имя независимости
монгольской нации подобно настоящему хану, хоть в конце концов и остался в
одиночестве. Это лучшее подтверждение того, что он был подлинным ханом
монголов.
Перед тем, как
праздновать столетие освобождения от маньчжурского ига, следовало бы сперва
разобраться, как же получилось, что Монголия вообще оказалась в таком
положении. Но, кажется, подобных попыток нет. Кстати, стыдно признаться, но
даже сам обычай чествовать подобные юбилеи – маньчжурского происхождения. В
своё время маньчжуры отнюдь не победили монголов в бою, но купили их за ничего
не значащие чины и титулы, которые они им раздавали, подобно цветным камушкам и
ярким птичьим перьям. Нынешняя власть, похоже, продолжает этот обычай, раздавая
направо и налево всяческие ордена и медали, пустословные титулы вроде
«заслуженного», «народного», «героя». Вместо этого лучше бы она построила на
Дзун-Модской дороге мемориальный комплекс Галдан-хана.
— Вы знаете, что после выхода в газете "Зууны мэдээ” Вашей статьи о том, что после того, как ойраты в
третий раз придут к власти в Монголии и в третий раз её потеряют, в стране
начнётся период расцвета, люди ойратского происхождения на Вас обозлились?
— Я этим не
оскорбляю ойратов, но и не говорю неправды. Эта ситуация описана в
астрологическом наследии наших мудрых пращуров. То, что это и в самом деле так,
описывается монгольской астрологией связно и на примерах. В эпоху Эсэна-тайши ойраты устроили кровавую резню, убив халхаского Агбарджин-джонона, его 64 воинов и 32 телохранителя [когда он приехал на курултай, созываемый ойратами, где его должны были объявить ханом - С.К.] От этого деяния родилась поговорка «смерть господина – на собрании». Из истории известно,
что от этой жестокой фразы и начался раскол между ойратами и халсасами. Ну а то, что
ойратские зах-мянгатские, или захчинские Тогон-тайши и Эсэн-тайши были
монгольскими ханами, я уже прежде
говорил.
В ХХ веке мы семьдесят лет шли по пути социализма. Главными лидерами, вождями в этой доктрине у нас были Ю. Цэдэнбал и Ж. Батмунх – а ведь они тоже ойраты. По этому поводу можно написать очень интересную историю, привести невыдуманные факты. Ойраты в третий раз взяли власть в монгольском государстве; нынешний президент Ц. Элбэгдорж, глава ВГХ Д. Дэмбэрэл, министр юстиции Ц. Нямдорж – тому подтверждение. Говоря об этом, я не хочу как-то унизить или, наоборот, восхвалять монголов. Лишь утверждаю, что астрологический расчёт, согласно которому ойраты в третий раз должны были прийти к власти в Монголии, оказался верным. А после этого, как говорится, в Монголии наступит время пышного процветания. Поэтому перед тем, как отмечать столетний юбилей освобождения от маньчжурского гнёта, следовало бы расширить комплекс памятников, посвящённых государственной власти, что находится в самом центре столицы страны, и увековечить там одинокую борьбу Галдан-хана, – это было бы очень своевременно в контексте такого праздника. Ойраты и халхасы – и те и те принадлежат к Золотому роду, это одна нация.
— Когда будет похожая «круглая» годовщина, связанная с
именем Галдан-хана?
— Галдан-хан,
поскольку он был чорос и потомок Хасара, является потомком Есугея-багатура.
Халхаские князья, особенно из рода Тушэту-хана Гомбодоржа – потомки Чингиса, то
есть тоже праправнуки Есугея. Он не был просто каким-то заурядным воителем,
восставшим против маньчжуров и посылавшим на битву с ними свои войска, но человеком,
ниспосланным небом, настоящим ханом. В основанном им государстве было налажено
производство порохового оружия и гранат, организована разведывательная служба,
было развито земледелие и скотоводство – то была большая держава. Подумайте
только: он, чтобы склонить Первого Богдо и Тушэту-хана Чахундоржа к борьбе с
маньчжурами, подготовил и направил в Халху тысячу лам-агентов! И этот хан в
итоге оказался в одиночестве, покинутый и брошенный всеми, и так нашёл свой
конец.
Не останавливаясь
на праздновании исторической годовщщины, связанной с памятью этого великого
человека, нужно на государственном уровне породить высочайшее почитание этой
личности, возглавлявшей сопротивление маньчжурам. Памятник ему должен стоять не
только в Ховде, но и в окрестностях Улан-Батора, а именно в Дзун-Моде. 370-летняя
годовщина рождения Галдан-хана, воплощения зах-мянгатского Эсэн-тайши-хана,
будет осенью 2013 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий