Афиша улан-баторской
лекции
Александра Койбагарова |
Во время лекции Койбагаров упомянул о старинных корнях традиции карма-кагью в Монголии. Действительно, широко известны истории о том, как в имперский период монгольские ханы приглашали к себе тибетских иерархов из этой школы, удостаивая их самых высоких постов. Так, например, второй Кармапа, Чокьи Дзинпа, успел побыть наставником императора Хубилая и хана Мункэ, даже и вошёл в тибетскую историографию под монгольским титулом — Карма-багши, то есть «учитель из [школы] карма». Четвёртый Кармапа, Ролпей Дордже, был личным учителем императора Тогон-Тэмура и носил титул государственного наставника империи Юань. Хорошо известны и контакты с духовенством карма-кагью последнего монгольского хана Лигдэна, проигравшего в военно-политическом противостоянии с маньчжурами, которые благоволили школе гелуг.
Всем монголам знаком образ «красношапочного», то есть карма-кагьюпинского, ламы из классической монгольской киноленты «Степные витязи» («Цогт тайж») 1943 года, — силача и острослова, противника подчинения монголов маньчжурской династии. В одной из первых сцен фильма он побеждает в борцовском поединке на надоме и идёт на поклон к Гуши-хану, и на намёк хана о том, не лучше ли ему стать «жёлтошапочником», то есть гелугпинцем, отвечает: «Я — монгол, а нам, монголам, пристало носить шапку с красным верхом». «Красношапочником» был и главный герой фильма, халхаский князь и поэт Цогто-тайджи, боровшийся за независимость страны.
Обычно считается, что с установлением в Монголии власти империи Цин, которая активно способствовала распространению среди монголов учений школы гелуг, последователей карма-кагьюпы среди них не осталось — в отличие от ойратов, у которых линия преемственности кагью сохранялась со времён империи вплоть до ХХ века. Однако карма-кагьюпе всё же удалось продолжить своё существование и в Монголии, хоть и в сравнительно скромных масштабах. Ключевую роль в этом процессе сыграло население Хучидского хошуна на Шилин-голе.
Монгольская марка с IX Кармапой Ванчигдоржем. В сердце Кармапы — изображение Ваджраварахи |
Устные предания, передававшиеся среди лам, относящихся к монгольской линии преемственности карма-кагью, содержат сведения о поддержке их учений первым Богдо, Ундур-гэгэном Занабазаром. Рассказывают, что придя к власти, Занабазар узнал, что единственное место, где в стране сохранились учения этой школы — это западный хошун хучидов. Тогда он пригласил оттуда именитого наставника Гуши-ламхая, отведя ему целый храм в одном из аймаков своей столицы — Баргинском (в старой Урге выходцы из различных областей страны жили в компактных общинах-землячествах, или аймаках — изначально монгольская столица представляла из себя большой монастырь, организованный по тибетской модели, а в монастырях Тибета монахи также проживали в землячествах-канценах). Баргинское землячество Урги, ставшее форпостом карма-кагью в Халхе, основал сам Ундур-гэгэн, будучи уже в преклонных летах. Согласно устной традиции, Занабазар благоволил хучидам-кагьюпинцам, так как желал иметь в своей столице храмы всех буддийских школ, которые существовали в стране в старые времена — кагью, ньингма и сакья, — в качестве дани памяти славному прошлому буддизма в Монголии. Таким образом, не кто иной, как глава монгольской гелугпы, первый Богдо-гэгэн Занабазар поспособствовал тому, чтобы учения школы карма-кагью не исчезли в Халхе полностью. Однако после его смерти едва наметившаяся положительная тенденция пришла в упадок.
Махакала Бернагчен. Миниатюрное изображение (цакли), выполненное германо-монгольским художником Э. Отгонбаяром (1999) |
Примечательно, что Агваансанжиду удалось ввести почитание Бернагчена не только в кагьюпинских храмах у себя на родине, но и во многих других храмах и монастырях Монголии, относившихся к школе гелуг. После этого он отправился в столицу, Ургу, где, поселившись в Бандидын-аймаке, поступил в ученики к четвёртому Богдо, Жигмэджамцу. Пятый Богдо, по примеру Занабазара, вновь вознамерился возродить в Монголии практики карма-кагью, и с этой целью предпринял поиски достаточно компетентного для этой задачи кагьюпинского ламы. Впрочем, старик-лама из Зун-Хары, которого поначалу разыскал пятый Богдо, с этим поручением не справился. Тогда Богдо предпринял вторую попытку, обратившись в Западно-Хучидский хошун, где в монастыре Гаваачогсэрдлин проживал именитый лама, держатель линии преемственности учений карма-кагьюпы Гарамхайдав, которого местные жители почитали за махасиддху-чудотворца.
Тот откликнулся на призыв пятого Богдо и, по легенде, прибыл в Их-Хурэ чудесным образом — а именно, сумев пересечь необычно широко разлившуюся в это время реку Толу. Мэргэн-лама, старый монах из хошуна Сан-бейсе (нынешний Восточный аймак), был очевидцем этого чуда и сообщил об этом Богдо, а впоследствии, узнав от Богдо, кем именно был виденный им человек, сделался учеником кагьюпинского чародея. Историю с волшебным пересечением реки, впрочем, связывают в устной традиции монгольской карма-кагьюпы и с именем Гуши-ламы, приглашённого Занабазаром.
Алтарь Уржин-Пэрэнлайлин-хийда,
карма-кагьюпинского храма в Улан-Баторе.
В центре — танка Кармапы. |
После национальной революции 1911 года очередной, восьмой Богдо, вновь предпринял попытку оживления в Монголии кагьюпинской традиции. В 1912 году из Западно-Хучидского хошуна прибыл крупный наставник, возглавивший баргутский храм в столице. Ургинский дэд-хамбо принял посвящение от тибетского кагьюпинца Ца-Бурэлгу, и, в свою очередь, наделил его другим посвящением. Однако деятельность кагьюпинцев в Монголии не смогла приобрести широкий размах из-за целого ряда политических потрясений, пережитых страной в первые десятилетия ХХ века. В 1937 году единственный в столице карма-кагьюпинский храм был разрушен в ходе антибуддийской кампании, а штат духовенства разошёлся по худонам.
Ввиду развернувшихся в стране репрессий против религии та часть хучидов-кагьюпинцев, что проживала на территории МНР, откочевала через границу во Внутреннюю Монголию в надежде сохранить свою веру. Они рассчитывали присоединиться к внутреннемонгольским хучидам и сохранить связи с Западно-Хучидским монастырём, который после разрушения баргинского храма в столице превратился в единственный центр карма-кагьюпы среди монголов. Там они оставались восемь лет, однако военно-политические перипетии в Китае заставили их в 1945 году вернуться в МНР на свои старые кочевья. Там под руководством Лувсан-ламы они сумели организовать новый кагьюпинский монастырь, Хамбын-хийд. Поначалу он не имел стационарного здания и размещался в юртах, и лишь со временем обзавёлся постоянной резиденцией.
Г. Диваасамбуу |
Однако возрождать традицию карма-кагью в стране пришлось уже не им, а одному из тех четырёх лам, что некогда прибыли в Гандан от хучидов на учёбу — а именно, Гаржидийну Диваасамбуу. К моменту присоединения к общине Гандана Диваасамбуу был уже вполне состоявшимся религиозным специалистом, прошедшим обучение в целом ряде кагьюпинских монастырей. Но именно в Гандане все его таланты и способности сумели развиться в максимальной степени. За 30 лет, прошедших с момента его поступления в Гандан до демократической революции 1990 года, Диваасамбуу успешно проявил себя на целом ряде монастырских должностей, отвечал за внешние связи монгольской буддийской сангхи и даже выступил организатором первого визита в Монголию Далай-ламы XIV. В 1997 году он стал цорджи-ламой Гандана, то есть фактически вторым лицом в монастыре после хамбо-ламы Чойжамца, а в 2000 году выдержал экзамены на титул габджу — высшую учёную степень в школе гелуг. В целом, для Монголии ситуация, когда традиции гелуг и кагью практикуются вместе, как в случае Диваасамбуу, не является чем-то необычным. Если чистых гелугпинцев называли «жёлтыми», а кагьюпинцев — «красными», то приверженцев обеих школ вместе звали «пёстрыми».
Уржин-Пэрэнлайлин, храм карма-кагью в Улан-Баторе |
Тайвансайхан вместе с отцом, Диваасамбуу, открыл карма-кагьюпинскую молельню в Улан-Баторе ещё в 2005 году. Сначала она располагалась в арендуемом помещении офисного здания, однако Тайвансайхан с самого начала рассчитывал превратить её в полноценный храм. С этой целью он в 2006 году встретился с Далай-ламой, получив от него целый ряд статуй и изображений для его убранства, однако средства для его постройки пришлось собирать самостоятельно, и не без труда. В результате монгольским кагьюпинцам удалось возвести в столичном районе Баянгол скромное и неброское трёхэтажное здание. Кроме этого храма, Тайвансайхану удалось возродить в Сухэ-Баторском аймаке монастырь, принадлежавший перерожденцам Егузэр-хутухты — одному из 13 крупнейших лам-тулку дореволюционной Монголии. По сведениям Тайвансайхана, между этим монастырём и кагьюпинским Хамбын-хийдом некогда существовали тесные связи, а сам Егузэр-хутухта поклонялся божеству-охранителю линии кармап — Махакале Бернагчену.
Отчего же лекция Койбагарова прошла не в кагьюпинском храме — который, к слову сказать, как и многие другие современные буддийские храмы Монголии, старается вести активную общественную деятельность, организуя, в частности, такие же публичные лекции? Ответ здесь находится на поверхности — а именно, в самом названии храма: Уржин-Пэрэнлайлин, то есть «место Ургьена Тинлея». А Ургьен Тинлей, или, в монгольском произношении, Уржин Пэрэнлай — это имя XVII Кармапы, которого поддерживает Далай-лама, и которого отвергают западные общины и ассоциации карма-кагью, основанные и возглавляемые Оле Нидалом. Они, как известно, признают в качестве Кармапы Тхайе Дордже, кандидатуру которого выдвинул и поддерживал недавно скончавшийся Шамар Ринпоче.
Лама Тайвансайхан проводит экскурсию для местных щкольников в собственном храме |
P. S.
В июле 2017 года состоялся первый визит в Монголию уже самого ламы Оле Нидала. Он принял участие в международной конференции по истории буддизма, провел публичную лекцию в Университете культуры и искусств Монголии и представил книгу «Каким все является», переведенную на монгольский язык. Результатом визита стало формирование в Улан-Баторе медитационной группы.
Во время этого второго визита лама Оле и Александр Койбагаров всё-таки посетили Уржин-Пэрэнлайлин. По словам Койбагарова, когда они попытались узнать у Тайвансайхана, какого кармапу он поддерживает и почему, тот был очень удивлён, узнав о том, что их два. Когда они через переводчика объяснили ему, в чём дело, Тайвансайхан заявил, что с готовностью поставит на алтарь к портрету Кармапы Ургьена Тинлея и портрет их Кармапы Тайе Дордже — лишь бы он поддержал его храм финансово.
См. также:
Диваасамбуу — патриарх карма-кагью в Монголии
Тайвансайхан: Сегодня в ламское одеяние рядятся и пьяницы, и сумасшешие
Интервью о современном положении дел в монгольском буддизме
спасибо за хорошую статью,ясная картина на сегодняшний день.Желаю Процветания Будда Дхармы и распространения всех 84000 поучений Будды в Монголии.Современная азия становиться христианским миром,а также ислам не отстаёт.Приезд Буддийских Учителей всех школ тибетского буддизма в Монголию явно пойдёт на пользу жителям и всем живым существам этой страны.
ОтветитьУдалить