понедельник, 28 марта 2011 г.

Г. Пурэвбат: Народ, утерявший своё культурное наследие, погибает подобно дереву без корней.


Обложка книги Пурэвбата об "аркане смерти"



— Давайте поговорим сначала о том, что такое самобытность монгольского культурного наследия, и как её должно понимать.

— В духовное наследие человечества внесло свою лепту великое множество культур. Та культура, которая носит имя монгольской, создана нацией монголов — людей, родившихся на этой земле — и, являясь вкладом в общемировую человеческую культуру, обладает, как говорится, рядом отличительных признаков. В целом культура подразделяется на две категории — низкую и высокую, и в монгольской культуре обе они представлены. Низкая, простонародная культура сильнейшим образом зависит от жизненных потребностей и нужд человека. Высокая же культура не столь зависима от насущных потребностей существования, она развивает и просвещает в первую очередь дух, ум, и именно она сохраняется в веках.

— Гордиться своим культурным наследием — это одно. Однако понимать его, быть его носителем, распространять его — это уже другое?

— Оттого, что каждый народ, каждая страна придерживается именно своей собственной культуры, проистекают четыре базовых следствия. Во-первых, собственная культура — это основной признак, разграничивающий народы. Одежда, речь, письменность у монголов, индийцев, китайцев — вещи совершенно непохожие. Таким образом, своя культура позволяет ясно различать свой народ и чужой. Во-вторых, гордость за неё становится главной силой народа. В-третьих, это объединительный фактор, народная спайка. Народ, обладающий одной культурой, одной верой, благодаря этому чувствует себя единым, слитым и сплочённым. В-четвёртых, самое важное — наличие собственной культуры цементирует почву под национальным государством, а её отсутствие приводит к краху последнего. Почему исчезли Цинская империя в Китае, американские индейцы? Народ, утерявший своё культурное наследие, погибает подобно дереву без корней. Без прошлого не бывает будущего.



— Не могли бы Вы привести пример того, как наши предки сплачивали народ посредством культуры?

— Когда в XVI веке среди монголов царил разброд, политика Лигдэн-Хутухта-хана основывалась на Ваджраяне — глубочайшем учении буддизма. Будучи знаком со многими культурами, он распространял его, объединяя тем самым монголов, хотя ему волей-неволей приходилось это делать, поскольку это было единственное из всех учение, способное на это. Спаивая воедино монгольский народ, завершив перевод 108 томов Ганджура и 226 томов Данджура, он распространил монгольские народы повсюду. Сейчас под китайской властью живут внутренние монголы. В России — буряты, калмыки, тувинцы. Мы живём в суверенной Монголии. Мы гордимся одной верой, языком, родственными письменностями, мы народ, дышащий одним воздухом, мы братья. Для царства культуры не существует границ. Сейчас монголами поэтому очень интересуются в Западной Европе.

— Каким образом Вы оцениваете нынешнюю постановку вопроса охраны культурного наследия и его влияние на укрепление государственного суверенитета?

— Национальное культурное наследие должно охраняться законодательно, и это должно вытекать из государственной политики. К сожалению, в Монголии мы наблюдаем совершенно другую картину. У нас говорят, что культура нашего народа должна пользоваться равными правами со всеми остальным, и таким образом приравнивают её к ним. Но ведь это убивает национальный иммунитет. В других государствах искусство, история, духовная культура и в целом национальное духовное наследие охраняется, а если выявляются факты его разрушения, принижения или оскорбления, приводятся в действие государственные механизмы на основе их юридической оценки.
Бесценные шедевры культуры называются «материальным наследием». Однако за границей те люди, которые охраняют и сберегают культурное наследие, называются «живым сокровищем», и, соответственно, тоже оберегаются.

Обеспечивая им существование, чтобы они спокойно и дальше могли передавать традиционные знания. Человек, проведший с таким деятелем некоторое время, даже получает диплом, подобный диплому выпускника института, о том, что он овладел его мастерством. Всё это приводит к тому, что народная культура не деградирует, а наоборот, развивается, всё более запечатлеваясь в национальной памяти. Они понимают, что развитие национальной культуры — это наиважнейший вопрос укрепления национального суверенитета.

— Вы постоянно настаиваете, что монголы, монгольское государство должны придерживаться лишь своей собственной культуры. Но, как говорят, наступивший век — это век великих культурных миграций. Как остаться монголом в процессе глобализации?

— Хоть я и монгол, рождённый на этой земле, одна лишь только кровь не делает меня монголом. Как часто нынче встречаются люди, которые хоть и родились на монгольской земле, и в их жилах течёт монгольская кровь, но в сердце переметнувшиеся в чужую культуру, став руками и ногами чужаков на нашей земле. Эта ваша так называемая глобализация — на самом деле ведь война культур. Само понятие «нация» может вскорости исчезнуть. Как осилить эти явления? — на этот вопрос ответ один: наследовать и чтить собственные культурные сокровища. Знание своего происхождения, истории, монгольского письма, и вбирание этого в себя — вот какой мы ставим критерий монгольскости.

— Похоже, что наши современники увлекаются иностранной культурой от незнания и непонимания собственной. Ведь монгольский образ жизни, обычаи и традиции, история и культура поистине неповторимы и неохватны. Какие задачи нужно ставить в процессе донесения их до таких людей, и какие могут быть ошибки?

— На самом деле, литературы, на приемлемом уровне знакомящей с монгольской культурой, сейчас предостаточно. Если задаться целью изучить её всю, то и всей жизни хватит навряд ли. Однако широкой публике доступно лишь малое. Только немного из этого люди могут использовать для удовлетворения подобной нужды — хорошо разбираться в такой литературе могут лишь учёные. Впрочем, для того, чтобы такие сведения становились доступны многим, всего то и нужно, что правильная организация общества и соответствующая политика.

— Какая именно политика?

— В сущности, ничего сложного. Это должно войти в официальные образовательные программы. Или можно привлечь предпринимательство, заставив его выделить помещения для уроков, курсов и кружков. Можно ведь даже обязать пары, намеревающиеся вступить в брак, прослушивать какие-то курсы или программы. В Японии, чтобы сделать человека подлинным японцем, начинают преподавать ему какие-то общие основы уже с детства. Русские на государственном уровне продвигают своё православие. Таким образом, через религию, они пытаются укрепить национальное единство.

 В конце прошлого месяца собиралась конференция по вопросам религии. Говорят, Вы прочитали на ней интересный доклад?

— Международная конференция под названием «Буддизм в Монголии», посвящённая вопросам веры, была посещена более чем 40 видными религиозными деятелями, начиная от голливудского актёра Ричарда Гира, личного представителя Далай-ламы в Америке, и заканчивая делегатом из Бутана. Они интересовались тем, что представляет из себя монгольский буддизм. Откровенно говоря, у большинства из них о нём было ошибочное представление. Они думали, что буддизм у нас практически пропал. Я прочитал доклад на тему «Отличительные особенности монгольского религиозного искусства». Они поняли, насколько эта тема обширна. Но, тем не менее, наш народ, не сумев познакомить с ним мир, в 1937 году уничтожил его. 70 с лишним лет наши культура и вера унижались, а по миру распространялась ложная информация. Но с 1990 года начался новый подъём.

Хорошо поняв эти вещи, мы должны развивать наш язык, культуру и веру, не оглядываясь на других, стараясь лишь для самих себя.

— Монголы внесли весомый вклад в мировую историю систем письменности. Хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу монгольского письма.

— Монгольская письменность — это один из великих памятников, созданных монгольским народом, она подобна живому древу. Надо понимать, что она — один из отличительных признаков нашего народа, и величайшая опора нашего культурного иммунитета. Она доказывает исконный суверенитет нашей страны, её принадлежность к великим державам. Очень много стран использует иероглифическую письменность. Все они зависят от китайской культуры. Таковы же стали и тибетцы. Однако монголы, изобретя квадратное письмо, «ясное письмо», письмо соёмбо и ещё свыше десяти систем письменности, внесли тем самым вклад в общемировую культуру. Больше нет такого народа, который бы создал так много письменностей, используя их на государственном уровне, в законодательстве. Это ярчайшее доказательство того, что монголы обладают богатейшей культурой. И мы не имеем право отворачиваться от нашего великого наследия.

— Кажется, немало людей думает, что большинству будет непросто перейти на монгольское письмо...

— Что касается монгольского письма, то всем сомневающимся насчёт этого людям я говорю: ну а мы-то с вами кто такие? И потом: нужно охранять национальный иммунитет от ослабления. Вон во Внутренней Монголии — всё в этом смысле замечательно.
Кириллица связывает нас с прошедшим периодом нашей истории, и политика поэтому должна быть направлена на обратное. Кириллицей вершились страшные вещи для нашей культуры и религии, и в целом был нанесён огромный вред, так что нужно вновь и вновь нам, монголам, очищаться от этого. Но если мы перейдём на монгол бичиг, то все эти грехи с нас спадут. Мы сможем читать Ганджур и Данджур, черпать из кладезя нашего наследия.

— Но ведь монгольское письмо уже вернуло себе официальный статус. Вопрос в том, как вернуть его в межчеловеческий, личный обиход.

— Это должна быть государственная политика.

— Мне едва удалось застать Вас, чтобы поговорить — настолько у Вас много работы и мало досуга. Хотелось бы услышать что-либо о Ваших последних творениях и произведениях.

— Только тем и занимаюсь, что строю храмы и монастыри. Но и книги тоже пишу. Одну интересную книжку написал. Скоро выйдет. Но вам первой расскажу. Человечество более всего страдает от трёх главных вещей: болезней, старости и смерти. На государства и на отдельных людей воздействуют, скажем так, чёрные силы: водка, табак, наркотики, азартные игры, неправильные сексуальные связи. Если сложить объём ввозимого в Монголию и производимого в ней спиртного, то выйдет по 36 литров на взрослого человека в год. Эта цифра достигла опаснейшей величины. В наше время действительной опасностью стали наркотики. И азартными играми увлечены все, начиная от детей и заканчивая зрелыми людьми. Детей одуряют и портят им здоровье компьютерные игры. Это, конечно, не только монгольская проблема, весь мир от этого страдает. Разлагаются правильные взаимоотношения между полами.

Вот об этих ядах, а также о том, как избавить от них людей, впавших в зависимость, я и написал книгу, в которой изложил методы, преподанные нашими предками и учёными мудрецами, а также подробнейшее рассмотрение этих явлений: «Древние чары для освобождения из аркана смерти» (Үхлийн цалмаас чөлөөлөгдөх эртний увдисууд) . Думаю, что эту книгу стоит прочитать каждому монголу.

3 комментария:

  1. Отличный материал. Желательно распространять. С Вашего согласия даю ссылку у себя. Хорошо?

    ОтветитьУдалить
  2. Вам бурятам не поможет эта статья!Для Монголии вы уже потерянный народ на которых поставили по русский говоря кресть!Потому что вы сами глупцы добровольно отказались от своего монгольского наследие от традиционного богатого культуры и языка!Господин Пурэвбат первый очередь говорил именно про вас неумных про то что вы недалеком времени исчезните как дерево без корней без культурной наследие!

    ОтветитьУдалить