суббота, 3 сентября 2011 г.

Знамя Победы

Это - один из храмов монастыря Гандан. Собственно, именно этот храм называется Гандантэгченлин. Храм построен в типично монгольском стиле, придуманном Дзанабадзаром, но нам интересно не это. Обратите внимание: по четырём углам верхней площадки располагаются четыре жалцана - "победных знамени" в переводе с тибетского. Есть и имя такое - Жалцан, он же Гьялцен - "Стяг победы". Этот символ на буддийских храмах обозначает победу над сансарой.

Однако вглядитесь: два жалцана с южной (лицевой) стороны - вполне себе традиционного вида - такого, каким "победное знамя" (дхваджа) пришло в тибетскую культуру вместе с буддизмом из Индии. Такие можно увидеть на любом храме тибетской традиции. А два других, сзади - это...
чёрные сульдэ (сүлд). Изначально в монгольском шаманизме этим словом обозначалась одна из душ человека. У правителя эта душа являлась оберегом его народа и воплощалась в его знамени. С именем Чингиса, в частности, связано два сульдэ - чёрное и белое. Они делаются из грив лошадей, а вершиной обыкновенно служит трезубец. Чингисово знамя - чем не знамя победы, во всяком случае, для монголов? Очень даже. Вот и сочли приемлемым разместить на монгольском храме национальный вариант.
 Ниже видите чёрное сульдэ в чисто шаманском употреблении: в честь горного духа (в горах к востоку от Хархорина):

Следуя такой логике - жалцаны какого вида могли бы встречаться на буддийских храмах России? Правильно. Оно, к тому же, именно так у нас и называется - "Знамя Победы".

Комментариев нет:

Отправить комментарий