суббота, 12 марта 2011 г.

Г. Пурэвбат: «Монголы — народ, опередивший своё время»



 В жизни человека самый счастливый, самый светлый период – это детство. И у нас в народе говорят: «Человек с детства начинается». Теперь, когда вы смотрите с высоты прожитых лет, какие воспоминания более всего трогают вашу душу?

 Воспоминания моего детства связаны с сомонами Борнуур и Батсумбэр. Отец моей мамы, Шарав, был ламой, расстригшимся в миряне. Поскольку у него самого детей не было, он удочерил одинокую девочку – это была моя мама. Ребёнком я обычно проводил летние каникулы у своего деда. К деду приходило в гости множество стариков. Они всегда рассказывали прекрасные сказки и легенды, а я, затаив дыхание, слушал. Чтобы не забыть, про всё рассказанное мне я помечал в тетрадку, а потом пересказывал другим. В общем-то, в детстве я очень любил рассказывать сказки. Ребята, пристрастившиеся к сказкам, летом постоянно собирались снаружи нашей юрты. В конце концов даже директор школы начал вызывать меня к себе в кабинет, чтобы их послушать. Родня по матери особенно любила приглашать меня к себе в гости, чтобы я рассказывал им сказки и предания. В ту пору я стал заучивать наизусть даже сказки бэнсэн, то есть такие, которые рассказываются целый день напролёт.
 Неужели есть такие сказки, на рассказывание которых уходит целый день?

 Есть сказка «Подношение земли». Очень занимательная.

 Конечно, Вы не успеете сейчас рассказать нам сказку, которые обычно занимают целый день. Но не могли ли Вы нам поведать хотя бы общий смысл? Очень хотелось бы послушать.

 В одной стране ханы не держались. Чуть только воссядет на ханский престол человек, так через день и помрёт. Однако наконец, когда в тринадцатый раз пригласили на престол человека, он не умер, а живёт себе дальше. Люди обрадовались и стали искать ему супругу. Однако в той стране была чёрная гора с идолами. На ней жили две сестры-ведьмы, отбирая жизнь у всякого ламы, кто не делал им подношений. А тех, кто делал, оставляли в живых. Между тем хану из города привезли невесту. У этой девушки было двое младших братьев. Одного из этих братьев похитил небожитель и тринадцать лет обучал искусству воровства. У него было совершенно квадратное тело, чёрное-пречёрное лицо, кувалда в пять лан. Вот об этом волшебном ребёнке, который, разжигая пятицветный огонь, умел входить под землю, и рассказывается в этой сказке. Ни разу не встречал её ни в одном сборнике. А старики рассказывали.

 Заучивание сказок помогло Вам в дальнейшем, во время религиозной учёбы?

 Можно сказать и так. А понравившиеся сказки я запоминаю и до сих пор. Мой дедушка постоянно делал подношение санга. «Гэгма, Пирвама, Гарма, Мядагма, Дугарма, Нансалма, Дэчигма, Нямма, Дава!», —  призывал он богинь подношений, а я, слушая его, думал, что дедушка просто перечисляет всевозможные людские имена. Заучив это наизусть, я, подделывая под него свой голос, передразнивал его /смеётся/. В шкафу у моего деда был рисунок, изображающий подношение-тахил. Тайком взяв его оттуда, я перерисовал его на карточки и играл в них. Мать за это ругала. А вскоре после этого я стал много рисовать. Всё больше коней да богатырей.

 Тогда-то Вы и связались с художеством?

 Директора нашего Дворца культуры звали Лувсан-Ёндон. Он делал замечательные, очень красивые портреты богатырей. Я просил его рисовать их для меня, а потом брал их за образец. Следуя своему интересу, поступил в художественную школу, в класс живописи монгол зураг. Мой учитель, Народный художник Амгалан-гуай предупреждал меня: «Ты бы не рисовал таких рисунков. А то ведь потом их к делу подошьют». Тогда я принялся рисовать иллюстрации к сказкам, чем и занимался четыре года. В самом конце я стал рисовать портреты Чингис-хана посреди сказочных пейзажей.

 Я слышал, что Вы выросли в многодетной семье. Когда посещаешь семью, в которой много детей, на душе становится теплее. 

 Верно. У моих папы с мамой было пятнадцать детей. Я средний. Нам приходилось спать, расстелив на полу войлочные матрасы. В многодетной семье старшие братья и сёстры заботятся о своих младших, растят их. У нас в семье младшие никогда не спали под одним одеялом с родителями, только с братьями-сёстрами. Нам переходили их книги, и братья с сёстрами всегда наказывали нам: «С книгами обращайтесь аккуратно». Не вырывайте пустые страницы,  дорожите книгами. Вообще, учили нас множеству хороших вещей. Не брезговать никакой едой или питьём, ценить каждую вещь. Если тебя и порицает множество людей, всё равно надо держаться и делать правильные вещи.

 Среди нашей молодёжи немало таких, кто пристрастился к иностранной культуре, принял инородную веру. Но ведь и в нашей стране есть много удивительных вещей, достойных всяческого почтения и уважения. Как дать об этом понять нынешней молодёжи, что надо делать для этого?

 Для монгола важно чтить собственную историю и культуру. Причастность к этому знанию – своего лакмусовая бумажка, показывающая, монгол ли ты. Если этого знания нет, то тогда, хоть по рождению, по крови ты и монгол, но в душе, в мыслях ты им не являешься. Одним словом, такой человек оборачивается в личность, подчинённую чужой культуре.  Такие люди, поклоняясь иностранной культуре, не только не знают собственной истории, но и в глубине души отрицают её. Национальная история – это корень государственного строительства. Она формирует облик народа, и это важнейшая вещь, объединяющая весь народ в одно целое. Сколько в истории было печальных примеров того, как народ, утратив собственную культуру и позабыв историю, исчезал с лица земли. Поэтому монгол должен быть прежде всего монголом. Сегодня, в ходе глобализационных процессов, в Монголии появляется множество иностранных религий. Именно в этот период важно понять, что каждый монгол должен особенно бережно хранить и развивать собственную национальную культуру.

 Что нужно, чтобы монгольский народ не оказался захвачен чужой культурой?

 Монголы уже на 70-80 процентов утратили культурный иммунитет. Если физический иммунитет ослаблен, то болезнь с лёгкостью съедает человека. Если утерян национальный иммунитет, то нужно быть готовым к тому, что народ перейдёт в чужую культуру. Глобализация – это война культур. Люди, усвоившие чужую культуру, выходят из этой войны проигравшими. Монголу никогда не следует забывать собственной истории и культуры, наследия своих предков. Вот что нам надо благоговейно, со слезами на глазах, почитать и оберегать.

 Вы побывали во множестве стран. Соотносятся ли заграничные обычаи, развитие, культура с таковыми нашей в родине?

 Как же иначе. Сам я человек религии, искусства. Посетил много иностранных государств. Среди них, я побывал практически во всех странах Азии. Изучал, чем монгольское национальное искусство отличается от искусства азиатских буддийских стран. Необходимо хорошо знать культуру других стран, чтобы выявить его отличительные особенности и самобытность. В своих путешествиях я понял единственную вещь. Монголы – это народ, в рамках своих истории и культуры создавший множество удивительнейших вещей. Но и народ, что, не сумев познакомить мир с собственными ценностями, в 1937 году сравнял их с землёй. Рассоренный сам с собой иностранной политикой, это народ, отрицавший собственные ценности. И вследствие этого, к сожалению, поверивший в чужую историю, восхищавшийся чужой культурой. Но начиная с 1990 года он опять начал изучать свои веру и историю, предъявляя их всему миру. Пришёл час, когда мы, монголы, должны заново преподать миру собственную историю. Приведу только два примера. Во-первых, Чингис-хан, покорив мир войной, заставил его пойти за собой. Но Ундур-гэгэн Занабазар, покорив сансару, тоже повёл за собой страну при помощи собственного творчества.
У человека, очищающего душу, тело украшается 32 великими и 80 малыми знаками совершенства. Эту красоту когда-то проявил Будда, и её же, следуя истинному Учению, воплотил Ундур-Гэгэн. Это свершение Ундур-гэгэна следует неотступно созерцать. Ничто в чужих религиях не может даже приблизиться к этому достижению. Монголы, и среди них Ундур-гэгэн, воплотили в себе вершину доступной человечеству красоты. Ведь этого человека прославляют не зря. Он будто бы воплотил все семь чудес света. Словом, нашим предкам удалось такое, чего не смогло остальное человечество. Исходя из этого, думается, что монгольский народ опередил своё время.

 Вы - человек, создавший образ великого бурхана Ваджрапани. Какими чудесными силами, возможностями обладает это божество?

 Ваджрапани – это божество, наитончайшим образом спаянное с монгольской историей и культурой, и в нашей традиции буддизма почитается за идама. Созерцая и творя подношения перед этим бурханом, можно достичь совершенства за одну жизнь. Он представляет собой воплощение силы и могущества всех будд. Кроме того, нашими предками он почитался ещё и за то, что взял на себя особую опеку над монгольским народом. Есть отдельное повествование о том, почему Чингис-хан считается воплощением этого божества. Эта аппликация 18 метров в высоту, 12 в ширину сейчас находится главном дугане «Мэгжид Жанрайсэг». В создании её принимали участие умельцы из каждого из 21 аймака.

 Сейчас Ваша книга «Субурганы Великой Монголии: теория и практика строительства», посвящённая строительству ступ, стала доступной всем. Правильно ли будет строить ступы где только заблагорассудится, по какому угодно поводу? Не возникнет ли в последние годы ступ, понастроенных где только можно?

 Первая святыня буддизма – это субурган. Субурганы, как правило, строятся в местах, посвящённых Будде. Это делается для выражения своего великого почтения буддийской вере, или как акт бодхичитты. Ещё можно сказать, что ступы следует строить в те периоды, когда буддизм распространяется на новые территории. Нужно делать их как можно красивее, правильно устроить её внутри, наполнить драгоценными вещами. Это не какой-то прибыльный бизнес. Субурган освящает душу человека, и, будучи священным памятником будде, благодетельствует местности, на которой он воздвигнут. Понимая это, нужно при строительстве обращаться к Учению. Буддийское учение обновляется каждые пять тысяч лет, и в этот период, обновление происходит в том числе и благодаря ступам.
Таким образом, думается, что строительство ступ благотворно как для истории, так и в культурном плане.

 У монголов по большей части тибетские имена. Иногда у такого имени оказывается очень глубокое религиозно-философское значение. Очень значительный момент — имянаречение новорождённого. Говорят, это влияет на весь последующий жизненный путь. Не расскажете ли об этом?

 Перед тем, как давать имя, нужно учитывать множество факторов и условий. Вся вселенная держится на именах. Имя становится особым свойством человека. В частности, день рождения человека даёт определённое соотношение «арга-билиг». В буквах, входящих в имя человека, должно уравновешиваться это соотношение. Кроме того, не говорю уж о том, что если имя ребёнка не соответствует имени мамы и папы, то это тоже приводит к неприятностям. Для того, чтобы родные братья и сёстры жили в согласии, тоже нужно называть их соответствующим образом. Например,  у нас один лама-старик дал своим сыновьям имена восьми бодхисатв- сынов Будды. У монголов есть особая традиция уделять особенное значение смыслу имён. В имени прочитывается вся людская судьба.  Однако в наши дни эта традиция почти утеряна, и имена детям дают, не учитывая, что оно должно строиться по определённым образцам.

 Кто дал имя Вам?

 Мой отец. Он дал всем сыновьям имена, начинающиеся с Пурэв-, дочерям — с Энх-, а малыши именуются с Отгон-. Такие имена были выбраны для того, чтобы в семье сохранялся мир и взаимное согласие.

 Вы изучали монгольскую антропонимику? Наверняка в ней есть много интересных вещей.

 Имена на две трети иностранные. Если монгол носит монгольское имя, тем самым укрепляются основы государства. Но ведь такие наши имена, как Адья, Сугар, Дамба, Даржа, Дулма, Долгор, Дава, Няма, Лувсан, Цэрэн – все они тибетские. Нашим монголам нужно давать своим детям монгольские имена. Человек может в своей жизни получить имя исходя из целых 13 случаев. Например, во-первых, имя, данное отцом с матерью – Батсайхан, но если в детстве он был упитанным ребёнком, его могут называть Бондоолой. Это имя, данное ему исходя из его специфической черты. Или, например, может быть имя, данное для различия: Большой (Том) Сухбат, Маленький (Жижиг) Сухбат. Или же имя даётся человеку народом исходя из его способностей, знаний. Владыку Занабадзара называли Высоким Светочем (Ундур-гэгэн). Меня в народе окрестили Ламой-художником (Бурханч лам). Жена с мужем зовут друг друга «дорогой», «любимая». Таким образом они как бы заговаривают друг друга, чтобы им двоим лучше сочетаться в жизни. Имя может образовываться из целого ряда факторов.

 Монгольский национальный праздник – Белый месяц. Сейчас идёт такой спор, даже разделились на два лагеря: нужно ли поздравлять, приветствовать друг друга в этот праздник, не нужно? Не объясните ли Вы в деталях смысл этого праздника?

 Этот праздник традиционно выделяется как время очищения в первый месяц нового года, когда, чтобы очистить собственные тело, речь и ум, следует творить только добрые дела. Владыка Чингис-хан повелел, чтобы наиболее чтимым, важным праздником для каждого человека был день рождения. Действительно, если в этом мире ты не получил человеческой судьбы, рождения, то этому сложно радоваться. Поэтому точно так же для каждой страны из всех подобающих и любимых праздников первейшим должен быть Белый месяц – символ избавления ото всех чёрных деяний и освящения всего и вся.
С одной стороны, праздник называется Белым, потому что кушают «белую пищу», кажется так. Но в отношении цвета более справедлива другая трактовка: происходит очищение всего плохого, и жизнь становится прозрачно-чистой, словно зеркало. Нужно, чтобы на глаза не попадалось ничего плохого и дурного, не слышалось нехороших вещей, чтобы в речи не присутствовали плохие вещи, чтобы тело не творило дурных дел. Говорят, это такой день, первый день нового года, когда нужно завещать себе телом, речью и умом держаться святости. В 1206 году, в последний месяц года синеватой коровы и первый весенний месяц года красного тигра Темучин был наречён Чингис-ханом и выполнил ритуал восхождения на ханский престол.
В это время отмечается годовщина основания Монгольской империи и наступление весны. В этот праздник Чингис-хан наградил 88 отличившихся перед ним людей, даровал прощение побеждённым, одарил бедняков. И особо почтил и возвеличил старейшин и стариков.

2 комментария: