четверг, 7 ноября 2013 г.

Б. Батбаатар. Страшная история о русских геологах, брошенных в монгольской пустыне

Я, как человек, не чуждый издательству газет (а вовсе даже наоборот), конечно, в свой прошлый визит в Монголию накупил местных газет. В Монголии нынче, говорят, медийный бум, — столько издаётся в стране разнообразных газет и журналов. Рекордное количество изданий на душу населения. Неудивительно, что среди них можно найти материалы на любой вкус. Вот и я — купил ворох газеток, открыл первую попавшуюся. И волосы стали дыбом. Наверное, как у некоего Петра — одного русского геолога, фигурирующего в статье.

Б. Батбаатар. Монголын цөлд хаягдсан Оросын геологичид бие биеэ барьж идсэн аймшигт түүх. / Хориотой бүс сонин. — 2013. — № 13 (37) — 5, 9 тал.


Боб Фридланд, он же Ядовитый Боб, рекламируя организуемые в Южной Гоби разработки Оюу-Толгойского месторождения перед инвесторами в Торонто, не нашёл ничего лучше, чем, захлёбываясь слюной, заявить: «У нас в распоряжении огромная территория вдвое больше Швейцарии». И вправду, южногобийские просторы в два раза превосходят по размерам Швейцарию, а Австрию — в три. От юго-восточной границы нашей родины, от сомона Баянговь Баянхонгорского аймака они простираются до пограничной заставы Сэгс-Цагаан-Богд, с запада Южно-Гобийского аймака, от сомона Баянцагаан до начала хребта Идрэнгийн — бескрайние песчаные пространства длиной 250 км, шириной 130 км, пустынные и безлюдные. Подумать только, почти на такой же площади ютятся сто двадцать миллионов японцев! Нашим бывалым геологам, должно быть, известны в этой бесхозных песках месторождения угля, меди и золота покрупнее Оюу-Толгоя и Таван-Толгоя.
У северного отрога горы Сэгс-Цагаан-Богд, увековеченной в поэзии народного писателя, по поручению Сталина организовывался полигон для испытаний ядерного оружия. Особая экспедиция рыла в этой местности шестидесятиметровые шахты, в результате чего выяснилось, что по всему сомону Баянбурд имеются богатые залежи золота, угля и меди. Великий советский вождь, Сталин, решил, что лучше провести испытания первой своей ядерной бомбы за пределами своей страны, вблизи китайской границы, сделав таким образом кормчему КНР, Мао Цзэдуну, недвусмысленный намёк. Но, чуть узнав, что там имеются огромные запасы золота, меди и угля, он вознамерился разработать эти богатейшие месторождения советскими силами.

 И вот, первая советская атомная бомба была явлена миру в 1947 году на Семипалатинском полигоне в Казахстане. А для тщательного изучения западной оконечности монгольских песчаных недр в Улан-Батор в 1952 году прибыла снаряжённая товарищем Сталиным в обстановке строжайшей секретности геологическая экспедиция из шести человек. Секретность была настолько глухой, что и сам маршал Чойбалсан не знал, в какую сторону выехал из столицы их ЗИС-5. В курсе был лишь капитан Прохоров, возглавлявший в то время шестой отдел комиссии по исследованию недр Монголии. Встретив московских гостей, Прохоров тут же прикомандировал к ним троих человек с монгольской стороны в качестве проводников, и, снабдив их двухнедельным запасом провизии и горючего на девятерых, отправил машину на юго-запад. По израсходованию запаса еды и горючего они имели распоряжение вернуться в Улан-Батор.

В целом мире нигде нету силы такой,
Чтобы нашу страну сокрушила, —
С нами Сталин родной, и железной рукой
Нас к победе ведет Ворошилов!

— так, с песнями под залихвацкий присвист, русские и монгольские геологи двигались к южной оконечности Алтайского хребта. Через неделю езды ЗИС-5, обогнув по восточному берегу озеро Орос, достиг западных отрогов горы Бага-Богд. В том пустынном краю, кроме сайгаков и диких лошадей с верблюдами, не было никакой другой живности, да и местность была необжитая. Сперва геологи решили запастись водой из какого-нибудь источника, и в поисках его впустую прокружили четверо суток. На утро пятых суток они отыскали крохотный родничок и, установив неподалёку в зарослях саксаула палатку, закатав рукава, принялись за дело. В случае успеха их изысканий и обнаружения больших угольных, медных и золотых залежей товарищ Сталин имел намерение основать в этой местности масштабную добычу, а ископаемые отправлять прямиком за китайскую границу, что в свете бурного подъёма китайской экономики представлялось шагом чрезвычайно выгодным. Поиски их увенчались немалым успехом, и, ликуя оттого, что они полностью оправдали возложенные на них товарищем Сталиным высокие надежды, геологи осушили на вечерней праздничной пирушке две бутылки коньяка и бутылку вина. Обнаружилось, что провианта осталось ещё на сутки. На следующий вечер оголодавшие парни завели машину, решив, что подстрелят дичи по дороге, и тронулись в путь. Но через три километра горючее кончилось, машина замерла и больше не двигалась с места. Так сводная русско-монгольская геологическая экспедиция в составе девятерых человек оказалась в безлюдной пустыне протяжённостью в двести километров на запад и восток, без еды и воды.
Хоть у них и была пара винтовок с патронами, но где искать дичь было неведомо, да и звери, только почуяв человечий запах, разбегались от них заранее. Что делать? — так просидели двое суток. На третий день Пётр, отбывавший срок в сибирском лагере, предложил:
— Давайте-ка порежем ремни и кожаные застёжки с одежды и бросим в котелок. Поваришь их часов пять — и в пищу сгодятся.
Десяток лет назад, в лагере, Пётр видел, как один матёрый вор варил обрезки кожаного ремня, и решил сделать так же. После пяти часов кипячения они залпом проглотили безвкусную клейкую массу, и некоторым казалось, что они едят свежую, сочную убоину. Звон вычерпанного до донышка пустого котелка возвестил о том, что проблема пропитания вновь встала во весь рост. На следующий день они, восемь часов проварив собственную кожаную обувь, жадно толкаясь и споря, съели и её, оказавшись босыми. Ещё один голодный день.
По прошествии двадцати двух суток после выезда из Улан-Батора надо было высылать за пропавшим ЗИС-5 машину, но следы её были утеряны. В это время скончался Сталин, а улан-баторского куратора геологов, капитана Прохорова срочно вызвали в Москву, и они оказались забытыми в неоглядной пустыне. Через день после съедения обуви два парня, Миша и Сергей, взяв винтовки, заявили:
— Была не была, а мы пошли. К вечеру, глядишь, и добудем какого-нибудь мяса, — и отправились на запад.
Четверо оставшихся русских и трое монголов, теряя сознание от голода, накопали корешков травы и так прожили ещё два дня. Забравшие ружья охотники всё не возвращались. На третье утро к роднику на водопой подошло стадо сайгаков, но без ружей, с одними лишь топорами их было не добыть, и они лишь разбегались от обессилевших геологов . Вид зверей ещё больше раззадорил голод. Из последних сил борясь со смертельной слабостью, они прождали ещё одну ночь. Утром четверо русских — Пётр, Вася, Коля и Никита, прихватив с собой топор, ушли, сказав оставшимся в палатке: «Пойдём искать Сергея с Мишей». Пополудни они вернулись, но уже втроём, без Никиты.
— Какая удача! Мы пошли и заметили медведя-мазалая, который завяз в песке. Мы стали колотить его со всех сторон, забили его, срезали с него мясо и принесли, — рассказали они монголам, у которых радостно загорелись глаза. Тут же покидали всё мясо в котёл, сварили и съели. Лёжа в приятной сытости на песке, один из монголов поинтересовался, куда же пропал Никита.
— Ах да. Он слишком близко подошёл к мазалаю, тот хватил его лапой, он и погиб. Мы его там и похоронили, — ответили русские. Но тут одного монгола, который высасывал костный мозг из оставшейся кости, осенило: то явно был человеческий мосол. Наевшись мяса до отвала, то немногое, что осталось, закоптили в дыму.
Миновал тридцать первый день после выезда из Улан-Батора. Кончилась сушёная «медвежатина». Ночью монгол, сделавший страшные выводы, подозвал к себе двух других:
— Держите при себе ножи и топоры. Чего гляди, зарежут они нас, а мясо наше съедят.
Так что монголы подготовились к тому, что глубокой ночью русские набросились на них, и все сцепились в жестокой схватке. После кровавой драки в живых осталось двое русских и один монгол. Тут один из русских, Пётр, закричал:
— Стоп, стоп! Хватит! Еды-то у нас уже достаточно!
После этого трое выживших, ни промолвив ни слова, сварили из мяса несчастных похлёбку, а остальное засушили. Сперва все воротили нос от человечины, но после пообвыклись, и питались ею целых две недели. Под конец троица, наполнив фляги родниковой водой и прибрав с собой сушёное мясо, выдвинулась на север. На третий день пути русские, сговорившись, бросили монгола, ушедшего на поиски пищи. Еды им хватило на четыре дня. Наконец, страдающие от обезвоживания, они вышли к южному бэлю горы Их-Богд, что в нынешнем сомоне Баянговь Баянхонгорского аймака. Там они утолили мучавшую их жажду водой вытекавшего из пади Их-Богда ручейка и, прошагав ещё немного, приметили ютившуюся в зарослях саксаула пастушью серую юрту. Целый месяц евшие одно лишь человеческое мясо людоеды-русские бросились не к загону для овец, а в юрту, и, накинувшись на бывших в ней людей, разорвали их на части и с рёвом принялись за кровавое пиршество. Между тем мальчик-пастушонок, увидевший, как два озверевших, со вздыбленными волосами человека вломились в его юрту и пожирают его родных, вскочил на коня и во весь опор поскакал к южному бэлю Их-Богда, где было другое стойбище. «К нам ворвались людоеды!» — только и смог он проговорить немеющим от страха языком. Тут же десяток молодых парней, кинув за плечи ружья, помчался туда.
Подлетев к юрте мальчика, они увидели, что людоеды-русские расчленили тела чабанов и жарят их, и собираются засушить часть мяса. Чуть только грянули первые выстрелы, людоеды вскочили и, по-волчьи оскалив зубы, ринулись на монголов. Несмотря на то, из ран их хлестала кровь от всё новых и новых метких попаданий, они бежали и бежали, лишь убыстряя свой бег. Лишь совместный залп десяти ружей сразу смог повалить одного и другого на землю. Позже на одном насчитали 42 пулевых ранения, на втором — 35. Опасаясь, что тела их вновь оживут, монголы сожгли их и только после этого покинули стойбище.
Об этих ужасающих событиях вплоть до 1958 года шептались в Заалтайской Гоби, называя тот год не иначе как Годом восстания людоедов. Но в 1962 году прибывшие для строительства погранзаставы военные, как-то сделавши привал близ одного местного родника, обнаружили неподалёку занесённый песком ЗИС-5, окружённый человеческими костями. В 60 километрах оттуда нашлось два скелета, рядом с которыми лежали винтовки. Позже, в 1976 году, в журнале «Огонёк» промелькнула заметка о тайной геологоразведывательной экспедиции Сталина, сгинувшей в песчаных пустынях Монголии. Так, благодаря тому, что исследователи-геологи поубивали и съели друг друга, богатства изобильных гобийских недр оставались нетронутыми вплоть до сего времени.


25 комментариев:

  1. Крайне любопытный в своей абсурдности опус. Какая-то "баабарщина".
    Но вот некоторые вопросы-уточнения (не то к автору, не то к Вам, Сергей):
    1. Сомон Баянцагаан находится не в Южно-Гобийском аймаке, а в Баян-Хонгорском. Автор чего-то запутался.
    2. Возможно имеется ввиду озеро Орог (к югу от сомона Богд Баян-Хонгорского аймака), а не Орос? Судя по описанию маршрута, это оно. Опечатка? Или так в оригинале?
    3. "...оказалась в безлюдной пустыне протяжённостью в двести километров на запад и восток, без еды и воды." А в последующем где воду брали? Вернулись назад на три километра под саксаул, бросив машину?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Первый вопрос: в тексте же однозначно не указано, где Баянцагаан - в Баянхонгоре или Южной Гоби.
      Второй: пожалуй, имелся ввиду Орог. Но в тексте статьи видим "Орос". Я решил оставить эту их опечатку, Она вполне попадает в контекст, мол, "озеро Русское".
      И третий: ну мы же читаем, что "...обнаружили неподалёку занесённый песком ЗИС-5, окружённый человеческими костями." То есть, как можно догадаться, им всё-таки хватило ума запастись водой, отъезжая от родника. Конечно, что мешало им сделать недельный запас воды до въезда в Гоби - загадка.
      Собственно, как раз из-за прямо-таки зашкаливающей абсурдности этой статьи я её здесь и привёл. Характерно: первая часть статьи была на одной странице под заголовком "Правдивая история о том...", а вторая часть - уже как "Страшная история..."

      Удалить
    2. Действительно, зашкаливает. Классический бред.

      Удалить
  2. Похоже зарождается новый фольклор, связанный с добычей ископаемых. Раньше (да и сейчас) появлялись истории про привидения и духи китайских торговцев. живших в Монголии, а теперь вот геологи:-)

    ОтветитьУдалить
  3. А почему Брэд то?Только потому что это русские?и с руссими такое не могло происходит?Я например читал что в30-х годов голод на Украине спаслись многие тем что многодетных семьи половину детей съели,в деревнях чужаки запросто навсегда исчезали...Опять же в блокаду вЛенинграде ледоедьство было очень даже распространенное явление притом что вподвалах Смольного каждый ночь Жданов со своими холуйями закатывал пиршество с заморскими фруктами и танцами на столе с выписанными балеринами из Москвы спец рейсом на самолёте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, не поэтому. В описанное людоедство поверить проще, чем в то, что при Сталине столь важная экспедиция была организована так ужасающе. Да и такое обилие подробностей - кто там что кому сказал, медведь, коньяк, сайгаки, подмётки и всё прочее - от кого узнали? От монгола, которого бросили без еды? И он, выжив, десять лет почти об этом молчал, а потом вдруг всё рассказал в таких подробностях?
      Знаете, что мне этот сюжет напоминает? Джованни дель Плано Карпини в своей "Истории монголов" писал об эпизоде осады монголами китайской столицы. Якобы, в ходе длинной осады у монголов кончилась пища, и Чингисхан приказал убить и съесть каждого десятого из своего войска. Тоже историческая беллетристика.

      Удалить
    2. Янемного подумав решил что хорошо что экспедиция у русских тогда было плохо организовано и ничего толком они не нашли!Еслибы они тогда нашли частичку того что сегодня популярно известно Оюу-Толгой с медной золотоносные месторождение или Таван-Толгой коксующые угли то наверняка тогда геополитика у Сталина вывернулась бы кардинально противоположную сторону.Навенека СССР раздвинулбы границу до Китайских границ. И мы потеряли бы хоть и не полную но независмость де факто.Тогда сегодня из этих богатых месторождение ничего не осталось бы нам,наверняка уже давно раздребанили..ну лучшем случии некий анолог ГОК Эрдэнэта за 5копеек все вывезлибы.Русские всегда играют роль большого друга при этом не забывают все самое дорогие минеральные сырьё вывозить за вопреки при этом не забывая продать нам свои ширпотребы за самые высокие цены,которые на мировом рынке никтобы не дал...При соц-ме русские официально на всех уровнях говорили братская Монголия интернациолизм и прочие лабуду а вМонголии жили целыми микрорайонами оградившись от нас отдельно,задавали свои магазины,свои больницы,свои автобьусы маршрутные имели.Такой братский интернационализм огражденный от нас. Мерзко было на это смотрет, свои магазины наших не пускали...тфу

      Удалить
    3. А ведь основная мысль, стоящая за этим рассказом, - которую пытался донести автор, - если судить по первым и последей его строкам - о том, что вот-де русские искали-искали, безуспешно, и вот эти природные богатства долежали до наших дней... и попали в руки других иностранцев.
      А то, что за границей иностранцы стараются кучковаться, жить вместе - так это же повсеместно. Ну вот хотя бы те же калмыки в США - как поселились в городе Хауэлле в Нью-Джерси, так там компактно и проживают. Это же просто-напросто удобно.

      Удалить
    4. Да?удобно?Че то я не слышал чтобы калмыки в Нью Джерси. Компактно живя отгораживаются заборами от монголов как русские делали при социализме!Хорошо это когда на нашей земле какие то пришлие русские открывают свои магазины и туда не пускают местную населению чморили и унижали это тоже нормально?

      Удалить
    5. Блин все время автоматический меняют не только концы слов но и целые слова я уже заручился...Вверху написал калмыки не строят вокруг свои коммунити заборы как русские отгораживались от монгол

      Удалить
    6. Ну, раз чморили, унижали и отгораживались - это, конечно, ненормально, что и говорить..

      Удалить
    7. Ещё как спорили, мне малолетному пацану было очень обидно и стыдно что моих земляков так унижали у входа этих советских магазин, так как моя мама каким то хитромудрым образом имела допускающий её пропуск в эти магазины и вечно меня туда таскала.Потом уже чуть подростыв я отказался вообще туда ходит..у всех этих советских магазинов у проходной всегда толпа моих земляков просили купит то это другое а дежурный как правило какой нить русский мужик толкался и пихал монгол не смотря на возраст и пол...итд.Ну жутко стыдно было до сих пор помнью...Я малолетний пацан просто ненавидел русских за такую унижению моих земляков

      Удалить
    8. По сегоднечным меркам там в этих магазинах ничего особенного то не было,ну там для моей матери было интересно купить русское масло, иногда фрукты какие нить колбаса итд ничего особенного,такие же продукты в монгольских магазинах было полно,Но ведь факт то что туда нельзя было ходит Монголии это запрет многих туда тянуло,как говорится запретный плод сладок.Сейчас вот думаю и анализирую какие все таки были тупые Советские начальство которые запретили местных пускать в свои магазины!!!Это просто в советском духи тупо. Незяяя и все и этим самим против себя настаивали местное население

      Удалить
    9. "Низя и всё, в советском духе"? Безо всяких причин? Я, конечно, не могу утверждать наверняка, но причина могла быть вот в чём: элементарно чтобы был магазин, где точно обслуживание на русском языке (то есть и продавец хорошо по-русски говорит, и ценники на русском?). Русские-то, конечно, языка в основном не зная, приезжали. А кушать покупать, ну и прочее, нужно каждый день.
      Похоже на правду, особенно если учесть, что ассортимент был тот же в "русских" магазинах и во всех остальных. Но, может, я и ошибаюсь.

      Удалить
    10. Похоже на правду это что?Вы ещё можете не верит мне?Язык то уж никогда не было проблемой соц время вМонголии для русских.2/3население Монголии тогда мог худо бедно изяснятся по русский!Так что ваши догадки не проканали!Заборами от нас загораживались,свои магазины автобусы больницы имели отдельно от нас и туда монгол вообще не пускали ...брезговали нами откровенно...одним словом приехав кнам вели себя как самые настоящие хозяйка отодвинув унижая на каждом шагу местных безпардонно

      Удалить
    11. Сегодня были бы такие магазины русских как при соц-ме думаю сожглибы монголы как штаб квартиру МАХН за махинации голосованиях в парламент.

      Удалить
    12. Ну, говорю ж, не знаю, чем именно обосновывалась такая политика. Как бы там ни было, ведь все эти больницы, магазины и прочее в 90-х спокойно отошли Монголии?

      Удалить
    13. Чем чем имперским высокомерием обосновывалось такая политика!Другого название нету этому!

      Удалить
    14. По-другому ещё называется велико державным шовенизмом

      Удалить
  4. Ну у монгол врядли было в таком системный голод как у вас у русских или у китайцев.Локальные случии наверняка были но вот системно организованно всех охватывающий голод у кочевников врядли..Мы монголы народ который не видели что такое голод, и гостеприйства у монгол в крови.ВМонголии в самые тяжелые время на никто не голодал как у вас в России.Это не возможно вообразить у скотоводов кочевников у которых еда всегда рядом бегает и размножается постоянно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если говорить о голоде в Монголии, то последний раз более-менее крупный голод, очевидно, был в годы китайской оккупации (1919-1921), когда, по оценкам, от него погибло ок 15 тыс. человек, то есть примерно 3% всего населения.
      Но мы же не об этом говорили, в общем-то. А о том, что эта газетная статья - очевидно, не соответствует фактам. Вы посмотрите хотя бы, в какой газете она опубликована была (указано в самом начале).

      Удалить
  5. Ссылку пож-та о голоде вМонголии с 1919по1921г.Я о таком масштабном (по нашим меркам 15 тысяч погибших от голода это нечто сравним с вашим голодомором 30-х годов) голоде в моей стране впервые слышу от вас!Так что будьте любезный ссылки иначе почту что это был настоящий гон!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эти цифры (2 тыс. погибших, 15 тыс. умерших от голода при китайцах в 1918-1920 гг.) называет академик Базарын Ширэндэв (Ширендыб Б. История Монгольской народной революции. - М. 1971., с. 35)

      Удалить
  6. Странно..не читал я у него это...ладно потом проверью..Лично знал академика Ширэндэва в детстве так как родители были знакомы

    ОтветитьУдалить
  7. Как обычно "великодержавный шовенизм"...
    Советские спецы приехали в Монголию работать, в том числе и на монголов. Привезли с собой свою еду, как для того, чтобы иметь привычную пищу, так и для того, чтобы не объедать монголов.
    Некий явно монгольский аноним (а анонимы, говорят, хуже чем ... ) пишет, что в магазинах тех "ничего особенного,такие же продукты в монгольских магазинах было полно" и вся причина в том, что "многих туда тянуло,как говорится запретный плод сладок".
    То есть из-за любопытства кого-то местного совспецы должны были оставаться без еды. Логика железная.
    Но как же достали эти панмонгольские истерички, для которых всегда во всем русские виноваты.

    ОтветитьУдалить