суббота, 3 марта 2012 г.

Последние дни и слова Богдо-гэгэна IX

Интервью с Хамбо-ламой Гандана Чойжамцем о последних днях и предсказаниях Богдо-гэгэна IX (взято В. Нэргуем 2 марта 2012 года)

 Наш Богдо-гэгэн отбыл в дальнюю страну. Оставил ли он какие-то указания, повеления?

 Монгольский народ давно ожидал времени пригласить к себе своего владыку-Богдо и опознать его у себя на родине. Наконец пришло прекрасное время, когда он, долгое время осуществляв свои труды в Индии, поселился у нас. Он выезжал в сельскую местность, встречался с народом, давая наставления о необходимости сплочённости, доброты, о нужде развития государства, о том, чтобы и в стране, и в семье царили бы согласие и теплота. Духовенству же постоянно наказывал помнить о своём положении, блюсти самвару и обеты, содействовать развитию буддизма. Создавать ещё больше добрых начинаний, как то: воздвигнуть по обе стороны от [статуи] Авалокитешвары [в Гандане] статуи Ваджрапани и Манджушри, что, как он предсказал, принесёт благо монгольскому народу, продолжать работу по созданию других столь же многозначительных сооружений. И вот сегодня он ушёл.
Мой Учитель-Богдо оставил множество прекрасных, пророческих слов и знамений. В целом, хутухты и хубилганы  это очень могучие существа. Перед тем, как уйти из жизни, он завершил всю работу и подготовил всех к этому. Мы были рядом с ним, видели это своими глазами. Когда ему подошло время, то, будучи в Дуйнхор-дацане, он изрёк своё первое повеление: «С тех пор, как я по велению времени прибыл в Монголию, истёк срок, когда я мог бы ещё больше потрудиться на благо веры. Посему моё следующее перерождение явится в Монголии и свершит мои великие дела»,  изрёк он. В тот день множество верующих изумлялось огромной радуге над Ганданом. Перед своим уходом он призвал всех нас и изрёк двоякое указание: Во-первых, я буду очень сильно молиться о будущем рождении в Монголии, и значит, возрожусь в Монголии,  сказал он.  Во-вторых, дела государства меня никоим образом не интересуют. Поэтому моё будущее перерождение ни в малейшем качестве не будет интересоваться политикой, а будет вершить лишь дела веры,  такие прекрасные слова он произнёс. Вчера самочувствие его было отличным. Так что, когда он, дав это предсказание, сказал затем: «Завтра отправляюсь», мы подумали только, что он намеревается вновь отправиться в худон; никаких мыслей о каком-то ином «пункте назначения» у нас и не возникло. Утром находившийся при нём человек, увидав, что над Богдо-багши будто бы заструился свет, позвал нас и спросил о причине. Когда мы вошли, глаза у него были счастливо открыты. Мы решили обратиться по этому поводу к Далай-багши и связались с ним по телефону. Тем временем веки его сомкнулись, и выглядеть он стал при этом ещё умиротворённее. Да, хубилган  это существо, следующее своим задумкам и мыслям.

 Перед этим здоровье его ухудшалось?

 До этого у него один раз самочувствие сильно ухудшилось. Он спрашивал у Далай-багши, когда ждать своего ухода, в какое время. Тогда был период  конец года. И получил ответ  как [лунный] год начнётся, так и можешь уходить. Так и получилось. Мы-то думали, что он решит уходить где-то в марте или апреле. И подумать, понять не могли, что всё случится так скоро. А ведь он, всё зная заранее, и сам постоянно говорил нам об этом.

 Какая сейчас предстоит работа?

 При Гандан-хийде организована похоронная комиссия. Со стороны госструктур также оказывается внимание. Когда мы обнародовали больше информации о будущем перерождении, была создана комиссия по его определению.

 Для верующих при этом выйдут большие расходы. Что по существу связывало Богдо с Монголией? Вы говорили, что этого человека непременно следовало провозгласить главой буддизма в Монголии. В чём же сугубый смысл этого?

 Дела духовные делаются с учётом множества порядков, тончайших и глубокозначимых постановлений. Наш Богдо переходит от рождения к рождению. Мы же опознаём его  бодхисаттву, овладевшего великими знаниями, воплощение божества. Если обратиться к истории, то видим, что немало раз Богдо возрождался в Тибете. Но при всём этом душа его всегда лежала к Монголии. К празднованию столетнего юбилея у нас вышло жизнеописание Восьмого Богдо-Джэбдзундамбы. Из этой совершенно удивительной, познавательной книги отчётливо видны его радения о нашей стране. Какими бы вопросами он не занимался  внутренне- или внешнеполитическими – в каждом из его дел сквозила душевная забота о Монголии, о её независимости, о счастье и процветании её народа. Таковым же было и следующее перерождение Восьмого Богдо. В то время, когда он проживал в Индии, он помогал духовенству и верующим через посредство отправляемых к нам лам, разрешал те или иные религиозные вопросы. В первый раз Богдо приехал к нам в Монголию в 1999 году. После этого он в 2009 году получил гражданство и поселился у нас. Между этими событиями срок немал, но и исторический процесс воспитания в нашем народе, государстве, духовенстве правильного отношения к собственной буддийской культуре, ламству, хубилганам нескор. В этом процессе, на этом правильном пути, приведшем к приглашению Богдо, участвовали все мы. 

 Теперь Вы – глава религии?

 Есть одно заблуждение. Меня воспринимают как главу буддийской религии в Монголии. Это не так. В 1944 году возродился монастырь Гандан. И ни один хамбо с тех времён и до нынешних не думал: «Я стану Богдо»  [«Богд» буквально по-монгольски — владыка, властелин]. Словом, их место лишь извне напоминало то, что когда-то занимал Богдо. На деле же согласно старым порядкам существовали должности хамбо, ёнзон-хамбо, дэд-хамбо, а под ними, опять же согласно уставу – шесть цорджи. Сегодня управление осуществляется согласно той же модели. Все хамбо Гандана с того периода – Пил, Гомбожав, Гаадан, Данигай, Дагвадорж – выполняли обязанности только лишь присущие хамбо. Ведь не было даже слова о том, чтобы хамбо вдруг воссел бы на престол Богдо, взял бы его печать. Мир лишь начинает по существу оценивать монгольский буддизм. Единоверческие страны удивляются темпам, с которыми у нас развивается буддизм. Но у религии непременно должен быть глава. Поэтому мы и пригласили этого человека, согласно нашим собственным благопожеланиям. В Монголии появился глава буддийской веры.

 Можно ли разуметь, что глава веры, сказав, что родится в Монголии, имел ввиду лишь, что станет монгольским гражданином?

— Благопожелания будд и бодхисаттв неисповедимы. Высшим существам ведомы низшие, не наоборот. Конечно, если так посмотреть, то, лишь получив монгольское гражданство, уроженец другой страны может, жить и работать у нас. Наш Богдо-гэгэн был распознан в качестве главы монгольского буддизма ещё в 1930-х годах. Издалека он наблюдал за нашим распропагандированным обществом. Было совершенно ясно, что в нашу страну, где тогда ограничили религию и свободы, въезд такому человеку, как он, был заказан. И лишь когда условия для этого полностью сложились, и государственные деятели дали на то согласие, лишь в результате этого он стал наконец главой буддизма Монголии. Ну а как быть главой монгольского буддизма, не будучи гражданином Монголии? Потому он и стал гражданином Монголии. Таковы исторические перипетии.

 Пригласив Богдо, монголы очень радовались этому, и тому, что он получил гражданство. Вчера была образована комиссия по определению Десятого Богдо. Долгое ли время займёт эта работа?

  Существует предписанный религией порядок опознания Богдо, хухухт, хубилганов. Всё происходит согласно религиозным правилам. Сейчас весь этот процесс начинается с самого начала. Все детали, все вещи касательно нового рождения хутухт и хубилганов мы рассматриваем лишь согласно этим порядкам.

 Велика ли возможность следующего перерождения Богдо-гэгэна в Монголии?

 Хубилганы и хутухты, когда и каким существам оказать помощь, решают сами. Но предназначение нашего Богдо  вновь и вновь рождаться в Монголии ради блага всех верующих. Вот и он сам изрёк такое благопожелание: «Я уже состарился. Во велению времени прибыв в Монголию, я уже не имею возможности в полной мере оказывать помощь живым существам, радеть о благополучии и счастье своего монгольского народа. Когда же я перерожусь в Монголии, я вновь начну духовные труды ради блага монголов».

Комментариев нет:

Отправить комментарий