пятница, 4 ноября 2011 г.

Богдо - на своём месте

Позавчера, 2 ноября, в Монголии произошло событие исторического значения: наконец-то Богдо-гэгэн IX был провозглашён главой монгольских буддистов.

Если быть точнее, то Богдо считался им и так, но теперь он официально возглавил "Ассоциацию буддистов Монголии" ("Монголын Бурханы шашинтны нийгэмлэг") - крупнейшую религиозную (буддийскую) организацию в стране, которой до этого руководил хамбо-лама Чойжамц. Сама церемония имела место в Идгаа-дацане, что на территории Гандана.

Хамбо Чойжамц со вступительной речью. Также к собранию обращался и дэд-хамбо Нанздорж.
Нынешний Богдо во всём ряду хубилганов имеет наименьшую связь с Монголией. Он тибетец, как и все богдо-гэгэны начиная с третьего, однако все его предшественники, хоть и рождались в Тибете, воспитывались всё же в Халхе. Девятого Богдо-гэгэна Далай-лама официально объявил таковым лишь в 1991 году, опасаясь осложнения отношений с правительствами Китая и МНР. Ещё в 1999 году его приглашали в Монголию, однако гражданином страны он стал только год назад. Сейчас ему уже за восемьдесят.


Не всем в Монголии симпатична его фигура; особенно же она раздражает чересчур рьяных националистов, многие из которых вообще склонны считать тибетский буддизм религией, для монголов изначально чуждой. Нынешний Богдо вызывает у них неприязнь вдвойне: как буддист и как тибетец, всю жизнь проживший за пределами Монголии и не имевший к ней никакого касательства, не сделавший для неё ничего полезного. Кроме того, он в своё время снял монашеские обеты и женился, что тоже никак не соответствует стереотипному образу гелугпинского ламы. Надо сказать, что и церемония интронизации Богдо была практически обойдена вниманием государственной власти: если у нас, скажем, на Пасху, в телетрансляциях непременно фигурируют Путин с Медведевым, стоящие вместе с жёнами в каком-нибудь храме, то позавчерашний ритуал наблюдали своими глазами лишь несколько членов Хурала.
Памятная стела Бакулы Ринпоче в Бэтувлине

Зато примечательно, что присутствовал посол Индии: как-никак, а Богдо - и индийский гражданин. Кроме того, все 90-е годы другой индийский посол - тибетец Кушок Бакула Ринпоче - курировал не только дипломатические вопросы между двумя странами, но и был самой крупной и значимой фигурой во всей буддийской Монголии. Бакула Ринпоче IXX - это перерождение архата Бакулы, которому Будда, как считается, в своё время поручил заботу о северных областях распространения своего учения. Богдо, как известно - это тоже перерождение архата, Ананды, - так что обе фигуры хотя бы номинально обладают вполне сопоставимой в рамках буддийской традиции весомостью; впрочем, в контексте реальных дел Бакула Ринпоче IXX пока явно перевешивает - роль его в возрождении буддизма в Монголии, а также в восстановлении разрушенных некогда связей между монголами и тибетской сангхой в Северной Индии переоценить невозможно.

В российских буддийских кругах можно иногда услышать, что перед смертью Бакула Ринпоче перепоручил задачу опеки "северных стран" Еше Лодою Ринпоче, который сейчас проживает в Бурятии, передав ему свои дордже с колокольчиком. Не будем гадать, каким символическим смыслом на самом деле обладал этот акт, но, во всяком случае, дордже с гхантой у Бакулы Ринпоче явно были и ещё: и то и другое можно увидеть в алтарной части великолепного храма Бэтувлин, воздвигнутого в его честь в центре Улан-Батора.




Комментариев нет:

Отправить комментарий