воскресенье, 26 января 2014 г.

И. Хурэлнинж: Для молодёжи наступающий год будет спокойным, а для стариков и новорожденных — тяжёлым

Зурхайч-лама И. Хурэлнинж
До начала 17 года шестидесятилетнего цикла, года деревянной лошади, именуемого «Победным», остаётся совсем немного. Монгольский народ по традиции определяет его «цвет», заказывает очистительные молитвы. Мы побеседовали о прогнозах на новый год лошади, о грядущем месяце с астрологом дацана Гандандаржаалин, И. Хурэлнинжем.

— Если исследовать «Победный» год деревянной лошади при помощи рисунка земляной коровы, то каковы будут цвет и прогноз?

— Расклад на 17-й Победный год деревянной лошади получается таков: тело синее, голова зелёная, грудина синяя, рога, хвост, уши и четыре ноги красные, рот открытый, хвост откинут налево — такая получается схема. Изображение её погонщика таково: юноша с кнутом, с синим лицом, в синей одежде, с жёлтым поясом, обутый в два сапога, волосы у правого уха уложены вперёд, у левого — назад. Он идёт справа от коровы. Поскольку в цвете тела коровы присутствует много красного, то дождей будет немного, но много гроз и града, и велика вероятность болезней, связанных с жаром. Голова зелёная — значит, в три весенних месяца будет много метелей. Красные хвост, рога и уши — предзнаменование засухи. Синяя грудина означает, что в начале года будут дожди, синее тело — знак дождей в середине года. Красные ноги — знак засухи в конце года. То, что её погонщик — молодой человек, значит, что для молодёжи этот год будет спокойным, а для новорожденных и стариков — тяжёлым. А кнут означает, что все дела в этом году умножатся, — получается, так.

— Каков же тогда будет год в плане погоды — приятным?


— В начале года погода будет очень неприятной, много ветра и метелей, опасность пожаров, инфекционных заболеваний, так что надо быть осторожным. Хотя год лошади — это обычно год сплочения государственной власти, но вероятность расколов и разладов внутри неё всё же будет, так что, если власть сохранит единство, то для общества этот год будет годом спокойствия и достатка. Между тем, что касается всего мира, то вызываемые глобальным потеплением наводнения и другие природные явления, происходящие в Европе и Юго-Восточной Азии, будут вероятны, как показывает этот рисунок. В плане же международных отношений нужно иметь ввиду, что из-за взаимного непонимания возможны неблагоприятные экономические и другие последствия. Также «цвет» этого года указывает на его зависимость от деяний тела, речи и ума людей. Поэтому важно подходить к своим делам с большой долей предусмотрительности, поддерживать благие начинания и своими телом, речью и умом творить и замысливать только доброе и хорошее.

— Говорили, что в году лошади будет один лишний месяц. Из каких астрологических расчётов это следует?

— Первые сутки лунного года приходятся на 31 января. Это вычислено по астрологической системе «Литэр». В году деревянной лошади весенних месяцев четыре. Монголы называют такое явление «лишним месяцем». А распределение стихий первого весеннего дня рассчитывается согласно традиционной астрологии, при помощи рисунков-схем «Салан дагцал» и «Корова».

— Люди говорят, что «выбрав направление» [, в котором в первый день нового года следует сделать первый шаг — С.К.], можно исправить ошибки этого года. Иногда встречается такой подход, что только хозяин дома должен сделать это. Не проясните ли вы вопрос по поводу «выбора направления»?

— Согласно монгольским обычаям, в новомесячье, то есть первого числа первого весеннего месяца, люди выходят в удачном для себя направлении, и тем самым обеспечивают себе благоприятствование в делах, семье, достатке на протяжении всего будущего года. Думается мне, что в наши дни обычая «выбора пути» держатся совсем мало. В общем-то, правильный способ — это выбирать направление для каждого человека в отдельности. Если выполнять этот унаследованный нами от предков обычай телом и умом, то, словом, очищаются грядущие в новом году беды и несчастья. Человек, как говорится, существо разумное, так что если он, задействуя, как тело, так и речь с умом, соблюдёт традицию «выбора направления», то в будущем году его дела ожидает счастливое завершение.

— Уроженцам каких лет следует соблюдать особую осторожность в будущем году?

— На будущий год особенно следует заказывать молебны тем, кто родился в год крысы. Для «крыс» этот год — дүнсэр (очень тяжёлый), поэтому нужно заказывать молебны дүнсэр, нанчод, жанаггогдог, дашцэвэг, Ситатапатры, Хамчунагвы, Будды Врачевания, Амитаюса, цог Амитаюса, Дорждэрэм. Конечно же, людям, вступающим в новый год, нужно заказать очистительные службы в зависимости от их мэнгэ. Также, принимая в рассмотрение расчёты гүймэг, согласно которым год лошади может оказывать отрицательные эффекты, следует предупредить о больших трудностях рождённых в год собаки. То есть, расположение планет особенно повредит людям, которым сейчас 21, 33, 45, 57, 69 или 81 год.

— Когда надо делать новогодние очистительные обряды? С самого начала года?

— Воздействие на этот год начинается с 22 января. В этот период делать очистительные обряды наиболее хорошо. Если не удастся, — то надо успеть до 15 числа первого месяца. Новогоднее очищение защищает от могущих случиться в новом году несчастий, накапливает добродетель.

— По поводу того, когда наступает Белый месяц, астрологические системы «тугсбуянт» и «жёлтая» обычно имеют разногласия, хотя в этом году их нет. Что вы думаете по поводу этих двух астрологий?

— Я пользуюсь обеими системами. То, что «жёлтая» астрология неверна, не утверждаю. Астрологию «тугсбуянт» («совершенно-благодетельную» ) сделал в 1911 году официальной наш Богдо-хан. Тугсбуянтская система, которой мы сейчас придерживаемся, издавна и беспрерывно до этого у нас практиковалась. В 1747 году Сумба-хамбо Еше Палджор разработал астрологическое учение «Гэдэн зэсэр». После перевода на монгольский оно стало называться «тугсбуянт» — вот откуда пошло это название. В общем-то, «тугсбуянтская» и «жёлтая» астрологии не так уж кардинально расходятся. «Жёлтая» система разрабатывалась в Пекине министерством поклонения небу на протяжении ста лет по указу маньчжурского императора.

— В «глухой день» в буддийских храмах совершают большие обряды, подношения. Что скажете на его счёт?

— «Глухой день» — 29 число, последний день старого лунного года. В этот день встречают наступающий новый год, и в астрологическом календаре он именуется «глухим». Семьи по традиции готовят еду и питьё, провожая старый год и приготовляясь к встрече первому дню нового года. В буддийских храмах в «глухой день» совершают подношения Грозной стражнице, богине Лхамо. По обычаю перед стойбищами и домами выставляются три ледышки — питьё для Лхамо.

— Не разъясните ли значение наступающего праздника Белого месяца?

— Белый месяц — это самый большой национальный праздник, отмечаемый монголами на протяжении сотен лет. Монголы в традиционных речах-благопожеланиях называют этот свой праздник широким, народным, прекрасным. Таким образом, Белый месяц — это месяц добродетелей. Можно сказать, это месяц, когда грехи и проступки отступают, а добро приумножается. То есть, это очень значимый месяц, такой месяц, с которого начинается всё хорошее. Когда приветствуем старших, желаем им здравия, принято делать это подобающе одетым. То есть, к примеру, с запахнутой полой дэли, с шапкой на голове, с незакатанными рукавами. Эти предписания монголы соблюдают с давних времён. Также, первого числа все люди должны думать о хороших вещах, и тогда в наступившем году они обретут счастье, говорят монголы.

— В наступающем феврале, я слышала, ваш дацан устраивает в цирке «АСА» танцы цам в качестве культурного мероприятия. Не дадите ли более подробную информацию по этому поводу?

— Наш дацан Ганандаржаалин совместно с негосударственной организацией «Мандаалай» и Министерством культуры, спорта и туризма 13 числа будущего месяца организует в цирке «АСА» религиозно-культурный фестиваль. На нём мы будем показывать обряды цама 108-ми, лам хуврагуудын сан, засал, лүүжин, круговращение Майтреи. Проведя по кругу зелёного коня Майтреи, иначе называемого зелёным конём удачи, мы хотим таким образом приветствовать наступивший год лошади.

— Танцевальное действо цам почти незнакомо молодой публике. Что скажете о нём?

— Цам — это один из главных религиозных праздников, в частности, распространяющий веру, уменьшающий вред, причиняемый хозяевами земли и нагами, и устраняющий людские страдания и беды. Особенностью цама является то, что внешний вид его участников, их песни и танцевальные движения отгоняют всё злое, а внутренний смысл — это радование последователей Будды в десяти сторонах света. Исходя из этого, в начале года это действо устраивают затем, чтобы привлечь и распространить добро. Каждый год оно ставится с тем, чтобы доносить до людей разное содержание, оказывать разное воздействие, и в связи с этим постановка его тоже меняется. В этом году мы будем показывать в виде легенды сюжет о том, как возникающее от неправильных действий человечества глобальное потепление влечёт за собой различные катастрофы, и как нужно с любовью относиться к нагам и савдагам, к миру и природе.
.
Интервью взяла Б. Заяа (Монцамэ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий