Зурхайч-лама И. Хурэлнинж |
До начала
17 года шестидесятилетнего цикла, года деревянной лошади, именуемого
«Победным», остаётся совсем немного. Монгольский народ по традиции
определяет его «цвет», заказывает очистительные молитвы. Мы побеседовали
о прогнозах на новый год лошади, о грядущем месяце
с астрологом дацана Гандандаржаалин, И. Хурэлнинжем.
— Если исследовать
«Победный» год деревянной лошади при помощи рисунка земляной коровы,
то каковы будут цвет и прогноз?
— Расклад
на 17-й Победный год деревянной лошади получается таков: тело синее,
голова зелёная, грудина синяя, рога, хвост, уши и четыре ноги красные, рот
открытый, хвост откинут налево — такая получается схема. Изображение
её погонщика таково: юноша с кнутом, с синим лицом, в синей
одежде, с жёлтым поясом, обутый в два сапога, волосы у правого
уха уложены вперёд, у левого — назад. Он идёт справа
от коровы. Поскольку в цвете тела коровы присутствует много красного,
то дождей будет немного, но много гроз и града, и велика
вероятность болезней, связанных с жаром. Голова зелёная — значит,
в три весенних месяца будет много метелей. Красные хвост, рога
и уши — предзнаменование засухи. Синяя грудина означает, что
в начале года будут дожди, синее тело — знак дождей в середине
года. Красные ноги — знак засухи в конце года. То, что
её погонщик — молодой человек, значит, что для молодёжи этот год
будет спокойным, а для новорожденных и стариков — тяжёлым.
А кнут означает, что все дела в этом году умножатся, —
получается, так.
— Каков же
тогда будет год в плане погоды — приятным?
— В начале
года погода будет очень неприятной, много ветра и метелей, опасность
пожаров, инфекционных заболеваний, так что надо быть осторожным. Хотя год
лошади — это обычно год сплочения государственной власти,
но вероятность расколов и разладов внутри неё всё же будет, так
что, если власть сохранит единство, то для общества этот год будет годом
спокойствия и достатка. Между тем, что касается всего мира, то вызываемые
глобальным потеплением наводнения и другие природные явления, происходящие
в Европе и Юго-Восточной Азии, будут вероятны, как показывает этот
рисунок. В плане же международных отношений нужно иметь ввиду, что
из-за взаимного непонимания возможны неблагоприятные экономические и другие
последствия. Также «цвет» этого года указывает на его зависимость
от деяний тела, речи и ума людей. Поэтому важно подходить
к своим делам с большой долей предусмотрительности, поддерживать
благие начинания и своими телом, речью и умом творить
и замысливать только доброе и хорошее.
— Говорили, что
в году лошади будет один лишний месяц. Из каких астрологических
расчётов это следует?
— Первые сутки
лунного года приходятся на 31 января. Это вычислено
по астрологической системе «Литэр». В году деревянной лошади весенних
месяцев четыре. Монголы называют такое явление «лишним месяцем».
А распределение стихий первого весеннего дня рассчитывается согласно
традиционной астрологии, при помощи рисунков-схем «Салан дагцал»
и «Корова».
— Люди говорят, что
«выбрав направление» [, в котором в первый день нового года следует
сделать первый шаг — С.К.], можно исправить ошибки этого года. Иногда
встречается такой подход, что только хозяин дома должен сделать это.
Не проясните ли вы вопрос по поводу «выбора направления»?
— Согласно
монгольским обычаям, в новомесячье, то есть первого числа первого
весеннего месяца, люди выходят в удачном для себя направлении, и тем
самым обеспечивают себе благоприятствование в делах, семье, достатке
на протяжении всего будущего года. Думается мне, что в наши дни
обычая «выбора пути» держатся совсем мало. В общем-то, правильный
способ — это выбирать направление для каждого человека в отдельности.
Если выполнять этот унаследованный нами от предков обычай телом и умом,
то, словом, очищаются грядущие в новом году беды и несчастья.
Человек, как говорится, существо разумное, так что если он, задействуя,
как тело, так и речь с умом, соблюдёт традицию «выбора направления»,
то в будущем году его дела ожидает счастливое завершение.
— Уроженцам каких лет
следует соблюдать особую осторожность в будущем году?
— На будущий
год особенно следует заказывать молебны тем, кто родился в год крысы. Для
«крыс» этот год — дүнсэр (очень тяжёлый), поэтому нужно заказывать
молебны дүнсэр, нанчод, жанаггогдог, дашцэвэг, Ситатапатры, Хамчунагвы,
Будды Врачевания, Амитаюса, цог Амитаюса, Дорждэрэм. Конечно же, людям,
вступающим в новый год, нужно заказать очистительные службы
в зависимости от их мэнгэ. Также, принимая в рассмотрение
расчёты гүймэг, согласно которым год лошади может оказывать отрицательные
эффекты, следует предупредить о больших трудностях рождённых в год
собаки. То есть, расположение планет особенно повредит людям, которым
сейчас 21, 33, 45, 57, 69 или 81 год.
— Когда надо делать
новогодние очистительные обряды? С самого начала года?
— Воздействие
на этот год начинается с 22 января. В этот период делать
очистительные обряды наиболее хорошо. Если не удастся, — то надо
успеть до 15 числа первого месяца. Новогоднее очищение защищает от могущих
случиться в новом году несчастий, накапливает добродетель.
— По поводу
того, когда наступает Белый месяц, астрологические системы «тугсбуянт»
и «жёлтая» обычно имеют разногласия, хотя в этом году их нет.
Что вы думаете по поводу этих двух астрологий?
— Я пользуюсь
обеими системами. То, что «жёлтая» астрология неверна, не утверждаю.
Астрологию «тугсбуянт» («совершенно-благодетельную» ) сделал в 1911 году
официальной наш Богдо-хан. Тугсбуянтская система, которой мы сейчас
придерживаемся, издавна и беспрерывно до этого у нас
практиковалась. В 1747 году Сумба-хамбо Еше Палджор разработал
астрологическое учение «Гэдэн зэсэр». После перевода на монгольский оно
стало называться «тугсбуянт» — вот откуда пошло это название.
В общем-то, «тугсбуянтская» и «жёлтая» астрологии не так
уж кардинально расходятся. «Жёлтая» система разрабатывалась в Пекине
министерством поклонения небу на протяжении ста лет по указу
маньчжурского императора.
— В «глухой
день» в буддийских храмах совершают большие обряды, подношения. Что
скажете на его счёт?
— «Глухой
день» — 29 число, последний день старого лунного года. В этот
день встречают наступающий новый год, и в астрологическом календаре
он именуется «глухим». Семьи по традиции готовят еду и питьё,
провожая старый год и приготовляясь к встрече первому дню нового
года. В буддийских храмах в «глухой день» совершают подношения
Грозной стражнице, богине Лхамо. По обычаю перед стойбищами и домами
выставляются три ледышки — питьё для Лхамо.
— Не разъясните ли
значение наступающего праздника Белого месяца?
— Белый
месяц — это самый большой национальный праздник, отмечаемый монголами
на протяжении сотен лет. Монголы в традиционных речах-благопожеланиях
называют этот свой праздник широким, народным, прекрасным. Таким образом, Белый
месяц — это месяц добродетелей. Можно сказать, это месяц, когда грехи
и проступки отступают, а добро приумножается. То есть, это очень
значимый месяц, такой месяц, с которого начинается всё хорошее. Когда
приветствуем старших, желаем им здравия, принято делать это подобающе одетым.
То есть, к примеру, с запахнутой полой дэли, с шапкой
на голове, с незакатанными рукавами. Эти предписания монголы
соблюдают с давних времён. Также, первого числа все люди должны думать
о хороших вещах, и тогда в наступившем году они обретут счастье,
говорят монголы.
— В наступающем
феврале, я слышала, ваш дацан устраивает в цирке «АСА» танцы цам
в качестве культурного мероприятия. Не дадите ли более подробную
информацию по этому поводу?
— Наш дацан
Ганандаржаалин совместно с негосударственной организацией «Мандаалай»
и Министерством культуры, спорта и туризма 13 числа будущего
месяца организует в цирке «АСА» религиозно-культурный фестиваль.
На нём мы будем показывать обряды цама 108-ми, лам хуврагуудын сан,
засал, лүүжин, круговращение Майтреи. Проведя по кругу зелёного коня Майтреи, иначе
называемого зелёным конём удачи, мы хотим таким образом приветствовать наступивший год лошади.
— Танцевальное
действо цам почти незнакомо молодой публике. Что скажете о нём?
— Цам — это
один из главных религиозных праздников, в частности, распространяющий
веру, уменьшающий вред, причиняемый хозяевами земли и нагами,
и устраняющий людские страдания и беды. Особенностью цама
является то, что внешний вид его участников, их песни
и танцевальные движения отгоняют всё злое, а внутренний смысл —
это радование последователей Будды в десяти сторонах света. Исходя
из этого, в начале года это действо устраивают затем, чтобы привлечь
и распространить добро. Каждый год оно ставится с тем, чтобы доносить
до людей разное содержание, оказывать разное воздействие,
и в связи с этим постановка его тоже меняется. В этом году
мы будем показывать в виде легенды сюжет о том, как возникающее
от неправильных действий человечества глобальное потепление влечёт
за собой различные катастрофы, и как нужно с любовью относиться
к нагам и савдагам, к миру и природе.
.
Интервью взяла Б. Заяа (Монцамэ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий