четверг, 15 января 2015 г.

Вадим такой один


На два соседних города единственный буддийский монах


Сегодня нашёл в архиве редакции нашей местной газеты «Резонанс» статью об уроженце моего родного города, который в 2006 году поступил в бурятский буддийский университет «Даши Чойнхорлин». Статья от 25 ноября 2010 года, в №48, за авторством Ксении Русской. Вадим Будаев, выросший в закрытом городе Лесном, что в Свердловской области, в семье бурята и русской, в прошлые годы, помнится, не раз становился героем репортажей и более крупных, федеральных СМИ (к примеру, Рен ТВ).

Его зовут Вадим Будаев. Он вырос в Лесном, выучился в 71-й школе и совершенно не имел представления, кем станет в будущем, пока… Пока мама не свозила на родину отца, в Бурятию. Там, в буддийском дацане, пятнадцатилетний парень остался на лето, ради интереса. Теперь Вадим Будаев – студент четвертого курса Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» Иволгинского дацана.
Вадим Будаев (Вандан) вместе со своим
 наставником Баин-ламой.
Фото из семейного архива Будаевых

Вадим принял обет монашества и по окончании пятого курса станет Ламой. Потом – аспирантура, может быть, защита научной работы, и все ради одной, сейчас четко обрисованной, цели – набравшись мудрости, совершенствоваться самому и помогать людям. Возьмусь сказать, что такое развитие событий удивило всех знакомых и друзей Вадима и послужило поводом для газетного материала. 
Мальчишкой попав в Иволгинский дацан (по сути, центр буддизма в России), что в сорока километрах от Улан-Удэ, Вадим поразился атмосфере абсолютной дисциплины, культуры, уважения к старшим. Он не мог понять, как это возможно – в раннем возрасте уже быть самостоятельной, определившейся личностью. Решил стать таким сам и поступил учиться в университет. Тибетский язык, на котором идет обучение, пришлось освоить за две недели, как, впрочем, делают все, кто захотел постичь философию буддизма. И вот уже четвертый год жизненный график вписан в жесткие рамки университетского режима.

Подъем в 6.30, утренний молебен, часовое заучивание молитв, завтрак и до часу дня уроки, после обеда самостоятельные занятия, до девяти вечера диспуты обо всем, что волнует душу, – на тибетском языке. Иной раз диспуты затягиваются и до более позднего времени, потому спать студенты ложатся за полночь. Между собой общаются на бурятском языке, который тоже пришлось выучить. В выходные студентам не возбраняется съездить в город, прогуляться, сходить в кино. Строго запрещается пить, курить, лгать, прелюбодействовать и нарушать другие так называемые мирянские обеты.

Курс обучения в университете включает логику, английский язык, физику, химию, компьютер и другие дисциплины, необходимые настоящему Ламе, который обязан быть широко образованным человеком. Понятия буддийской философии даются не на веру, а на анализ – суть и смысл жизни постигаешь сам. Здесь надо сказать главное: по словам Вадима, насильно в буддизм никто не затаскивает, не твое – не надо мучить душу, обратись к другим религиям. Из семидесяти абитуриентов, приходящих сюда учиться, к пятому курсу остаются человек тридцать. Потому что учиться тяжело.

Живут студенты в обыкновенных деревенских домах. Заготавливают дрова, топят печь, носят воду из колодца, содержат дом в порядке. Проживание, питание, обучение в буддийском университете бесплатное. Но в качестве благодарности студенты принимают участие в строительстве храмового комплекса.

На территории Иволгинского дацана живет глава буддистов России Пандита Хамба Лама Дамба Аюшеев. Здесь же, в сорока километрах от Улан-Удэ, находится знаменитая буддийская святыня –

нетленное тело Хамба Ламы, пролежавшее в земле 75 лет и сегодня подающее признаки жизни. Каждые три года в Буддийском Университете проходит конференция «Феномен Хамба Ламы», причину феномена ученые установить не могут. Зато это явление понятно буддистам. Они говорят, что Хамба Лама не умер, а в 75-летнем возрасте ушел в медитацию и 75 лет пролежал в земле в силу совершенства духа. Всю земную жизнь Ламы совершенствуют дух, двигаясь по пути четырех истин: истина страданий, причина страданий, истина о прекращении страданий, путь прекращения страданий.

Разговаривая с Вадимом, удивлялась мудрости 19-летнего юноши. На вопрос, зачем ему, молодому современному человеку, такой трудный путь, он ответил, что такая жизнь в корне изменила его личность, поселила в душе желание стать внутренне сильным человеком, мудрым, научиться понимать, что такое добродетель, прийти к роли Учителя. А как же личное счастье? А для счастья, он сказал, много не нужно. Прочитал книгу – уже маленькое счастье. Для счастья нужно не лениться, усердно трудиться, не скрываться в себе, опираться на других, внимать старшим и не смешивать промежуточные цели с окончательной – помогать людям. А как же родные люди? (У Вадима есть родные брат и четыре сестры.) А в буддизме монашество не сопряжено с отшельничеством, родным Вадим собирается помогать. Маму Елену Викторовну он по бурятской традиции называет на Вы. Раньше у бурятов было принято одного из детей (в бурятских семьях обычно по многу детей) отдавать в буддийский дацан. Это было предметом гордости. С развитием буддизма в Бурятии эти традиции возрождаются. Будущий Лама Вадим Будаев (тибетское имя Вандан Лама) как продолжение древней традиции. Елена Викторовна Будаева – русская, и мама сыном гордится. Она сделала главное – помогла своему сыну найти себя.

P.S. Если кто-нибудь из Лесного или Нижней Туры захочет посетить Иволгинский дацан, чтобы пройти по кругу очищения из молитвенных барабанов, спросите там про Вадима (Вандана). Он встретит и проведет экскурсию.



Комментариев нет:

Отправить комментарий