суббота, 29 октября 2011 г.

Консульство Монголии в Екатеринбурге

Где-то пару лет назад, бродя по центру Екатеринбурга, гляжу: двухэтажное кирпичное зданьице старинной постройки, а с балкончика торчит монгольский флаг, обмотанный ветром вокруг древка Что, думаю себе, за озорство - однако же не поленился перейти улицу и поглядеть на вывеску. Там было написано: "Почётное консульство Монголии в Екатеринбурге". Так впервые я узнал о его существовании.
Символично, что консульство стоит на улице Жукова: как-никак, а Жуков - Герой МНР. Да и в Улан-Баторе улица Жукова, что в районе Баянзурх - это одно из самых руссконасыщенных мест столицы.
В общем-то, я и раньше знал, что монголов в Екатеринбурге не так уж и мало: в основном это монгольские студенты. Даже мне, в бытность свою студентом первого курса истфака УрГУ, довелось несколько дней прожить с ними в одной общаге. Да и в коридоре первого этажа главного здания университета нет-нет и столкнёшься, бывало, с монгольской группой, выходящей с занятий из аудитории, но тогда и Монголия, и монголы были для меня совершенно безразличны и неинтересны: гораздо более любопытны были, например, индонезийцы, которые каждый вечер жарили на кухне ножки Буша в сковородке, до краёв залитой подсолнечным маслом, а потом аккуратно сливали его обратно в бутылку, чтобы наново использовать ещё раз. Однако помню, жил с нами один парень-монгол по имени Энхдол, - "Для краткости можно звать просто Дол". Он был знаменит тем, что постоянно рассказывал о своих приключениях с местными китайскими студентками. Учатся монголы и в Горном, что при нынешнем буме горнодобычи у себя на родине, конечно, не удивительно.

И тем не менее, мне было как-то непонятно, зачем же в городе консульство, вернее, чем оно занимается. Жили же монголы себе и жили безо всяких консульств. Персона почётного консула тоже на мой взгляд была очень мутная: какой-то генерал от МВД в отставке, к Монголии до момента назначения на пост - отношения вроде бы не имел.
Чем занималось консульство в первого течение года своего существования - загадка, во всяком случае, с их сайта понять можно было только то, что однажды они поздравили стариков-ветеранов с годовщиной Халхин-Гола, а ещё сотрудники консульства приняли участие в каком-то там туристическом мероприятии для работников иностранных представительств Урала. Но осенью 2010 года свершилось: видимо, для того, чтобы наконец-то наполнить времяпрепровождение консульских работников каким-либо вразумительным содержанием, Екатеринбургскому почётному консульству в исключительном порядке дали право выдавать монгольские визы.
Узнав об этом, я прямо-таки просиял: теперь необходимость ждать оформления визы в Иркутске или Улан-Удэ по дороге в Монголию будто бы отпадала. Так что за четыре месяца до предполагаемой поездки я начал выяснять детали.
Для начала отправил им письмо: мол, какую из предоставленных анкет мне нужно заполнять, если я собираюсь въезжать по частному приглашению? И что с этим приглашением: нужен ли оригинал бумажки, или же нет? Сперва мне ответили, что, мол, всё-таки, им кажется, нужно заполнять туристическую анкету и заказывать приглашение в турагенстве. Тогда я повторил, что еду в частном порядке, и управляющая делами консула Надежда Амбарова, извинившись за ошибку практикантки, уже в телефонном разговоре объяснила: никаких агентств не надо, а приглашение это по их внутренним каналам будет у них через пару дней после того, как его подадут в Агентство при монгольском МИДе в Улан-Баторе. Успокоившись, я стал ждать, когда будет готов загранпаспорт. Тем временем Екатеринбург посетил посол Монголии Долоожингийн Идэвхтэн; в городе выступил монгольский национальный цирк.
В конце мая, получив паспорт, я ещё раз уточнил насчёт частных приглашений в консульстве и тут же отослал копию Баярме. Между тем, Монголию как раз в это время посетила делегация дельцов со Среднего Урала во главе губернатора Мишарина.Через неделю она сообщила мне, что приглашение оформлено и выдано ей на руки. Она обещала отослать его в первый же рабочий день, но я, памятуя о сказанном управляющей, остановил её и на всякий случай ещё раз перезвонил туда. Из трубки вещал уже другой женский голос: гадаю, та самая невнимательная практикантка, с которой я переписывался зимой, сама стала управляющей. Она ещё раз подтвердила мне, что, мол, частное приглашение, если оно готово, приходит к ним очень быстро: "Буквально в пару дней". Несколько раз я повторил, что приглашение частное, и несколько раз слышал этот успокаивающий ответ. Дело было в пятницу, и в понедельник я собирался ехать в Екатеринбург подавать документы. Тем временем президент Элбэгдорж побывал с визитом в Москве и в Питере, посетил дацан, построенный когда-то в том числе и на монгольские пожертвования. Договорились с Медведевым, что делать с дзеренами, которые что ни зима, то и дело злостно нарушают государственную границу, спасаясь от монгольских морозов. Нет бы визы отменить, чтобы и люди, подобно дзеренам, так же шустро сновали туда-сюда?
...От Лесного до Екатеринбург - неблизко, 250 километров с гаком. Был я там утром, и до обеда несколько раз перезванивал Елене Родниной (так зовут управляющую) - не пришло ли приглашение? Строго говоря, оно не приходит, а они проверяют его наличие по какой-то базе через сеть. "Нет, пока не вижу". "Нет, пока не пришло. Вы когда, говорите, оно было готово? В пятницу? Значит, сегодня должно быть. У нас с Монголией разница 4 часа, так что перезвоните ещё раз в час дня: позже сегодня уже нет смысла. И ещё, пришлите, пожалуйста, по электронке копию мне, я посмотрю". Срочно звоню сестре, и она посылает на адрес консульства сканёжку приглашения, так удачно и предусмотрительно отправленного мне два дня назад Баярмой.
Что-то толкнуло меня на этот раз не звонить, а зайти лично. Консульство - это две комнаты на втором этаже, одна из которых удачно выходит на балкон. "Здавствуйте. Я посмотрела ваше приглашение. Так оно у вас частное?" Несколько секунд я не знал, что и сказать: ведь я твердил об этом каждый раз. И что же делать? Оказывается, она видела такое приглашение первый раз в жизни. Звонит при мне куда-то, то ли в Москву, то ли в Улан-Батор. "Здравствуйте, господин Бямбадорж. Тут вот у меня такое приглашение, называется "урилга", - кто не знает, "урилга" - это и значит "приглашение" по-монгольски, она к тому же произнесла это слово с ударением на второй слог, да и имя она произнесла, как оно пишется, "по-русски": "Бямбадорж", а не "Бямбадордж", как следовало бы, то есть, по всей видимости, даже азы монгольского языка ей не знакомы, - и что теперь с ним делать? Тут у меня есть файл с копией. Можно его на цветном принтере распечатать (это с голограммочкой-то!)? Нет? Оригинал обязательно нужен, да? Понятно... - пауза, - ...двадцать штук уже выдали (уж не мишаринским ли?). Это много, много!"
Нет смысла пересказывать дальнейший разговор. Разве что напоследок я попытался рассказать ей, что с Монголией у нас разница не 4 часа, а 2 (после реформы). - "Да нет, ну что Вы!" Видимо, она просто спутала московскую разницу с уральской.
Чуть только выйдя на улицу, я послал эсэмэску Баярме: мол, приглашение всё-таки нужно живьём. Она послала его тем же вечером, сказав, что, если верить почтовикам, конверт должен дойти через неделю.
Не знаю, чья почта подкачала: наша или их, но прошло уже две недели, а извещения всё не приходило. К середине третьей недели, когда все задуманные сроки уже вышли, я решил плюнуть и заказать приглашение через одну небезызвестную турфирму. Те сделали буквально через двое суток после заявки;  я наконец собрался в дорогу и приехал в Екатеринбург, рассчитывая оформить визу за день и назавтра сесть на поезд. Звоню в консульство.
Отвечает незнакомый голос. Оказывается, Елена Роднина внезапно ушла в отпуск на две недели, будет только в августе. На сайте, естественно, об этом не было ни слова.
 Где-то в течение получаса с момента звонка ей, должно быть, усиленно икалось, а уши её, и без того нагретые турецким или ещё каким солнышком, должны были накалиться просто добела. Конечно, ждать я не стал и в тот же день отправил заявку на приглашение с указанием в качестве места получения визы уже не Екатеринбурга, а Улан-Удэ, и тем же вечером сел на поезд. Ещё раз замолвлю словечко за ту фирму: они не стали брать с мня полную стоимость оформления, а скостили цену почти вдвое. К моменту, когда я наконец оказался перед дворцом улан-удэнского генконсульства, приглашение было уже там.
А то приглашение, что отправляла мне Баярма, таки пришло, но уже после того, как я увидел наконец её лично. И его отослали обратно, продержав неделю на почте.

...Вчера по областному телевидению показывали монгольских кадетов, обучающихся на Урале. Говорят, была возможность уехать в США, но они решили - поедем в Россию. А ещё я недавно с удивлением узнал, что Уральским филармоническим оркестром дирижирует монгол - Баатаржавын Энхбаатар, он же просто Энхэ. Учился, опять же, в местной консерватории. Да и Амар-аха, фельетон которого "Монголия в дыму" я недавно с удовольствием переводил и опубликовал здесь, тоже в своё время учился в Свердловске. Так что пускай Лена-эгче учит язык, учит географию, в общем, берётся за ум, потому что работы у консульства здесь и правда непочатый край. Вот что обязан делать почётный консул Монголии в Екатеринбурге:

  • реализация мероприятий по привлечению инвестиций в развитие экономики Монголии, укрепление делового партнерства и производственной кооперации между предприятиями Монголии и Среднего Урала; обеспечение участия заинтересованных бизнесменов Монголии в научно-технических выставках, проводимых в Уральском регионе; организация бизнес-встреч в Улан-Баторе и Екатеринбурге;
  • организация обучения, разноплановых консультаций и юридическая помощь гражданам и бизнесменам Монголии и Российской Федерации; подбор высококвалифицированных специалистов для работы в Монголии;
  • постоянная связь и работа с деканатами иностранных студентов в высших учебных заведениях;
  • создание прямых связей с научно-исследовательскими и проектными институтами для развития горной, горнорудной, топливно-энергетической отраслей промышленности Монголии;
  • поддержка инициативы по организации выступлений творческих коллективов Монголии, взаимодействие со средствами массовой информации по пропаганде культурных традиций народов Монголии;
  • развитие туристической сферы;
  • взаимодействие с правоохранительными и судебными органами в реализации законных прав граждан и юридических лиц Монголии;
  • с учетом подписанных соглашений в мае 2009 года между правительством Монголии и правительством России развитие сотрудничества в сфере высоких технологий и транспорта.




4 комментария:

  1. А еще это чудесное консульство знаменито тем, что не позволяет получать паспорт по квитанции любому человеку, только владельцу. В отличие от всех прочих монг. консульств, где хоть кот приходи за паспортом, главное с квитком.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Справедливости ради нужно сказать, что, когда я этим летом у них получал визу, я там вообще не появлялся — всё отнесла и всё получила моя сестра, причём даже доверенность на неё не была нотариально заверена.
      Но, может быть, она (помощник консула) читала эту заметку и запомнила моё имя? Не так-то много на Урале у нас пишущих о Монголии вообще, и о её консульствах в частности. Во всяком случае, когда в этом году я напомнил ей о случае с её внезапным выходом в отпуск два года назад, теперь у них на сайте заранее появилось соответствующее объявление.

      Удалить
  2. Мне не понятно почему русские работают в консульстве монголии в екатертебурге?? Разве не должны быть монголы???

    ОтветитьУдалить
  3. Пприглашение почтой или факсом не принимают. Нужен сам приглашение в оригинальном виде. А отправить нужно не через почтой, а просто передать проводнику поезда. Так проше отправить.

    ОтветитьУдалить