четверг, 18 апреля 2013 г.

Б. Галаарид. «Страшно, страшно...»

ИсточникБ. Галаарид. «Аймаар, аймаар»

Вы замечали, как говорят телеведущие? «Страшно (аймаар) красиво», «страшно много», «страшно интересно» – они втискивают это «страшно» почти в каждое предложение. И собеседники их невольно начинают использовать этот оборот в своей речи безо всяких переделок.
Другое ходовое словцо – «неприлично» (аягүй). Опять-таки «неприлично красиво», «неприлично хорошо», «неприлично много»…
Найдётся ли человек, который бы объяснил мне, как и почему страшные вещи стали красивыми, а неприличные  – хорошими?
Исконное значение слова «неприлично» – неподобающе, неприемлемо, неприятно. «Страшно» то, что порождает страх.  Однако желающие придать монгольскому языку стиля придают ему лишь бессилие,  когда всё выдающееся, особенное, замечательное у них превращается в «страшно неприличное»… Страшно, страшно…

12 комментариев:

  1. Это обычные "сул угнууд" которые выполняют в предлождение связующее звено.Аналог в русском языке "это самая" "как бы" часто используется эти слова растягивая когда человек в этот момент думает продолжение предложение как построит...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда я переводил эту заметку Галаарид-гуая, я очень легко подобрал русские варианты: у нас есть дословные аналоги этим "словам-паразитам". Действительно, чего-то особо страшного в них нет, хотя грамотности в речь они не привносят. Но когда их начинают использовать не в быту, а на экранах телевидения (а именно об этой ситуации и говорит автор) - это не есть хорошо. Ведь стандарты журналистики предписывают дикторам, репортёрам, журналистам говорить правильно, литературно.

      Удалить
  2. Безусловно!Но сдругой страны если человек начал в устном общение вставлять слова паразиты то это некий знак что человек перешёл какую то не видимую черту освоение чужого языка!!!Мне так кажется!По крайнее мере я когда учил в школе русский язык то не знал практический ни одного слово паразитов!Но когда начал учится в ВУЗ-е среди русских в языковой среде так сказать мой речь начал обрастать этими паразитами обильно!

    ОтветитьУдалить
  3. Вспомнил старый анекдот времён военного коммунизма и коллективизации на тему слова паразитов!В то время по провинции постоянно шастали не большые агит бригады ...мозги компостировали простым людям...Так вот в роли агитаторов часто выступали военные политруки..Капитан монгольской армии Чойдог во главе не большой бригады приехал в Гоби собрали народ в сомонном центре,капитан должен провести политинформацию а остальные дать концерт.Так вот наш капитан говорить о том как тревожно в целом мире,японцы постоянно провоцирует на востоке,немцы вооружается на западе до зубов итд.Но говорит капитан чудовищно,вставляя слова паразиты через слово. "Одоо болбол,мон тэгээд итд",И тут встаёт дед Самдан балагур и безудержный юморной весельчак спрашивает капитана (при этом подмигивает в толпу мол шас услышим ....т) Я извиняюсь очень немного опаздал на собрание!Не скажите ли как вас зовут и величать? Капитан кряхтит и говорит: -Намайг болбол одоо Ах-болбол -Мад Чой -болбол одоо-Дог гэдэг.Ардууд мэдээж нирхийтэл инээлдэн ахмадын нэрийг бугд сайн цээжилж авсан гэдэг!

    ОтветитьУдалить
  4. Ха ха ах болбол одоо мад,Чой болбол одоо дог!Очень смешно!

    ОтветитьУдалить
  5. Ахмад Чойдог гэхийг ингэж заваарч тасалж хэлж байна гэхээр унэхээр онигоо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И я посмеялся. Правда, анекдот этот из разряда тех, которые лучше слушать вживую, чем читать.

      Удалить
  6. Слушать этих телеведущих- сплошная мука. Какое невежество, безграмотность, бескультурье.,,во что они превратили монгольский язык. Об орфографии и грамматике я вообще молчу. А всё потому, что поголовно НЕ ЧИТАЮТ НИЧЕГО!

    ОтветитьУдалить
  7. Иди в жопу!Народный фольклор никуда не денётся!Знаю я таких типов вроде тебя корчут из себя интелегенцию..а сами в лучшем случии в раз неделю моются ...когда летом треба каждый день и внесколько раз в душ в жару...ходют в грязных рубашках, носки воняют..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это вы касательно Галаарида? Он - заслуженный деятель культуры Монголии, председатель Союза журналистов. Мне посчастливилось быть с ним лично знакомым, так что могу заверить, что он нисколько не подходит под ваше описание.

      Удалить
  8. всякое бывает!Я лично много встречал таких которых описал высше...даже очень высоких кругах научного и чиновничьего круга!Так что для меня нет особых авторитетов среди моих земляков в этом плане!Потому как я очень придерчив в плане чистоплотности!Кстати среди вашего брата частенько встречаются грязнули ..с вонючими носками на всех парах воняющими потом изподмышки...Хотя у вас у русских принято обсуждать грязнулями. разных национальных меншинств

    ОтветитьУдалить