суббота, 26 апреля 2014 г.

Д. Батбаяр. Пусть же причины будут совершенны!

От переводчика. Речь в статье Д. Батбаяра «Шалтгаан төгөлдөр болтугай» идёт об обряде подношения бумбы Гонгору. Бумба это небольшой запечатанный горшочек, наполненный различными драгоценными вещами, который церемониально преподносится дхармапале Гонгору (по-тибетски — Гонкар, или Гонпо Карпо, «Белый Покровитель»), особой форме Махакалы, связанной с обогащением. Говорится, что обладание такой освящённой бумбой привлекает в дом достаток и благополучие. Верующие приобретают эти бумбы в буддийских лавках и заказывают их освящение у лам. Самое крупное в Монголии мероприятие подобного рода — это ежегодная церемония подношения бумбы Гонгору, проходящая в монастыре Амарбаясгалант.

Правительство Монголии, стоящее на пороге нищеты, провело очередное заседание. Лица у всех кислые. И вот население направляет свои стопы в монастырь Амарбаясгалант, на церемонию подношения обогатительной бумбы, — мол, тогда мгновенно у тебя в кармане оказывается сколько-то тугриков. Увиденное нами подтверждает, что это действительно так.


Введение
Ступа Джарунхашор в Амарбаясгаланте

После пяти лет опалы, связанной с запрещённым Далай-ламой XIV в 1986 году почитанием сахиусана Дордже Шугдена, Гуру-Дэва Ринпоче переехал в Монголию и, прожив в монастыре Амарбаясгалант двадцать лет, ввёл здесь обряд «подношения бумбы Гонгору». Об этой бумбе говорится, что она «приумножает богатство в доме, приносит в изобилии еду и питьё, избавление об болезней и отдаление смерти, а в особенности же очищает страдания, связанные с бедностью». Это ли не мечты каждого человека? Обряд изначально проводили над пятью десятками бумб; в этот раз их было уже пять тысяч. Год от года на этот обряд, проводящийся в августе, собираются как богачи, так и бедняки. Пусть же все люди насладятся богатством, и скопят совершенные причины богатства!

Сокровенный смысл бумбы в том, чтобы «способствовать посредством мудрости достижению счастья Пробуждения». Распознанный в 2003 году в качестве нового перерождения Зава Дамдина Осгонбаяр (религиозное имя его Лувсандаржа), выйдя из пятидесятимесячного медитативного затвора, распространил практику поднесения бумбы среди масс, нанёс оскорбление своему милостынедателю Д. Батсайхану, и вынес строгий выговор Л. Энх-Амгалану и Ж. Оду. Он уведомил, что «больше не возьмёт ни гроша» у бизнесменов, внёсших крупные суммы на постройку «драгоценности, исполняющей желания» — великой ступы Джарунхашор. Должно быть, этот Осгонбаяр совершенно отдалился от мирского бытия. Пусть же все люди насладятся счастьем просветления, и скопят совершенные причины просветления!






Гарантированное обслуживание

В середине прошлой недели (8 августа 2013 года), чтобы успеть на начало подношения бумбы Гонкару, мы за день выехали в Амарбаясгалант. Съехав с асфальтовой дороги, нужно было проехать почти 35 км по грунтовке, однако же наши люди спокойно ехали по ней и на легковушках. В нашем «Фольксвагене-Жуке» среди множества лиц виднелись и молоденькие девушки. Монголы, помимо того, что все поголовно жаждут обогатиться, к тому же хороши за рулём. Вот только наш шофёр в число таких счастливцев не входил. Но, строго говоря, он и шофёром-то не был вёл наш дизайнер Д. Жавхлан.

Узнав, что отправляемся туда по заданию редакции, мы, как «истинные верующие», оповестили об этом своих знакомых, которые бы желали свозить туда свою бумбу с оказией. Даваемые ими, опытными верующими, дельные советы касательно всей операции оказались поистине бесценны. Приходя, они вручали нам свои расписные, наполненные всевозможными драгоценными вещами бумбы вместе с 25 тысячами тугриков и личным номерком,
через трое суток по нему они получат свои бумбы назад. Ещё недавно взнос был двадцатка, но в этом году цена выросла. Это что, связано с курсом тугрика? Вот если бы наша зарплата увеличивалась в зависимости от инфляции, то-то было бы уменьшение причин страданий! 

Каменная ступа у входа в главный храм

Объявились и общие знакомые. Футбольный комментатор Э. Балжинням один поручил нам доставку сразу пяти бумб от своих братьев. Мы-то, приехав за день до церемонии подношения бумб, успели сделать все свои дела без очередей, без шуму и пыли. А вот энтузиазм верующих, что попытались сдать свои бумбы на следующий день, был сдерживаем силами правопорядка: на время церемонии сюда отрядили около трёх десятков местных полицейских. Вставшие в очередь в семь утра достигали своей цели к полудню. Таким образом, вместо того, чтобы, по идее, принять участи в хурале, просто сорадуясь его добродетели, они добровольно, по вере своей отдавали деньги. Между тем заказать начитывание Ганджура и Данджура стоило ещё десятку. Но что было потратить сколько-то тугриков для тех, кто приехал заранее? А ещё можно было бесплатно очиститься от грехов, проползя под каменной ступой у дверей главного храма.


Было немало людей, вообще не знавших, что хурал, отправляемый несколькими ламами в главном храме,
это подношение бурхану Гонгору, «волшебно явившемуся из сердца бурхана Гомбо». «Матёрые бумбоподносители» (так мы прозвали между собой тех верующих, что приезжают сюда не первый год) принесли нарядные коробки со своими бумбами в аккуратных сумочках и пакетиках. Ещё они были со складными стульчиками, и заранее заняли самые удобные места в храме. Увидев, что все верующие не вмещаются в дуган, насельники монастыря организовали прямую трансляцию службы на улицу при помощи камер и громкоговорителей. Веровать на улице оказалось гораздо комфортнее и приятнее, нежели посреди толкучки внутри храма. Для участия в хурале нужно было запастись едой, и, чтобы не держать свою еду в руках, внутри были поставлены специальные столики для подношений, где её и размещали. Однако гэбкуй предупредил, что каждый год случается, что потом путают, где чья. 


В листовках, распространяемых в монастыре, написано: «Сомнений в чудотворном эффекте бумбы бурхана Гонгора быть не может». По этой ли причине за три тысячи продавали «напечатанные монастырскими чернилами флажки Белозонтичной Тары, предохраняющей от сплетен и ссор»? Ведь что значит расстаться с всего трёмя тысячами для человека, только что гарантированно обогатившегося за двадцать пять? По той же причине за стенами храма шла бойкая торговля и другими ритуальными предметами, связанными с обогащением. К западу от ямпайных ворот мы наткнулись на одного мужичка из местности Галшар, что в Хэнтийском аймаке, продававшего «стрелы преумножения добродетели и благодати». Красная стрела с медным наконечником и привязанным к древку пятицветным хадаком должна очень быстро привлечь её обладателю намоленное им богатство. Преподнёс бумбу
разбогатеешь, но ведь хочется, чтоб побыстрее!  То-то было бы неплохо что ж, берём. Пусть же все люди насладятся богатством, и скопят совершенные причины богатства!



Шугдэновский надом

Становящуюся из года в год всё популярнее церемонию лично открыл главный хутухта Дордже Шугдена, Триджанг Чоктрул Ринпоче. В этот раз в ней участвовал единственный сын-подросток разменявшего сотню лет покойного Гуру-Дэва Ринпоче, что лишь добавило в неё сакральности и величия. Внимание к ней привлекает и то, что совершать щедрые пожертвования монастырю Амарбаясгалант стали главные богачи Монголии вместе со всей своей роднёй. Теперь каждый первый месяц осени на южном склоне горы Бурэнхан — столпотворение. По обычаю верующие приезжают сюда семьями, и долина реки Ивээн заполняется разноцветными палатками. «Матёрые бумбоподносители» кроме палаток везут с собой котлы и кухонную утварь. В округе килограмм мяса можно взять за восемь тысяч, а если хорошенько поторгуешься, то целого барана можно взять за сто шестьдесят, ягнёнка — за сотню, козу — за восемьдесят и сварить их, зажарить или запечь. Поутру местные продают литр молока по тысяче, так что пить пустой чай тоже не приходится.   
Статуя Дордже Шугдена в Амарбаясгаланте

Монастырская братия, обогащённая двадцатилетним опытом, выделила особую зону для торговли и обслуживания. Пропитанием в основном обеспечивают отдельные дельцы и хозяйственные объединения из Дарханского и Селенгинского аймаков и из Эрдэнэта. По курсу нынешнего года чебурек идёт за сотню, а шашлык — за восемьсот тугриков. Помимо тридцати юрт-едален, развёрнута широкая торговля и другими товарами. Тут и прохладительные напитки, и предметы культа, и даже одежда, — словом, ассортимент богатый. Понаехавшие из разных уголков предприниматели, помимо торговли, тоже участвуют в подношении бумбы — одним выстрелом, то бишь, поражают двух зайцев. Все они, выплачивающие подати в местную казну, оказывают на неё куда более зримое и реальное благотворное воздействие, нежели чудодейственная бумба. Конкуренция немалая, и каждый изощряется, как только может. 


Уровень обслуживания приближает это мероприятие к ярмарке с аттракционами и конкурсами. Тут развернули не только соревнование в дартс, — даже карусель приволокли. Ни дать ни взять
маленький детский парк. Детишкам, оторвавшимся от разнообразных компьютерных игр, можно пару дней погулять на свежем воздухе. Да и взрослому найдётся тут, где поразмять косточки. Верующие, кроме как поучаствовать в подношении, должно быть, едут сюда на несколько дней и просто отдохнуть, развеяться. У всех с собой книги, игры и прочие всевозможные развлечения. 


Когда мы услышали, что юрты с двумя-трёмя кроватями тут сдают на ночь за сто тысяч, то подумали
и кто только будет их снимать за такую цену? Однако же к вечеру все они наполнились постояльцами. Хоть в окрестностях монастыря и есть три турбазы, где юрты с постельным бельём сдают на ночь за несравнимо более скромную цену, но, говорят, все места там были заказаны заранее. А вот для спонсоров, постоянно вносящих в монастырскую казну немалые деньги, братия возвела четырёхэтажный дом. Монастырь ради своего благосостояния вынужден особо подходить к людям, жертвующих большие средства из сумм, «забытых» ими в оффшорных банках. 


Немало попавшихся знакомцев приветствовали нас так: «Хорошо ли проводите надом?» И впрямь, если посмотреть, то за исключением того, что там разве что не боролись и не устраивали скачек, во всём остальном это был самый что ни на есть надом. Все участники шугдэновского надома убивают одним выстрелом двух зайцев. Местные скотоводы, пользуясь приподнятым настроением приезжих, бойко распродают творог. Гости, помимо приобщения к обогатительному таинству, отдыхают на природе. Торговцы — ну, всё понятно, сказано выше. Насельники монастыря, наряду с проповедью, ведут работу по привлечению средств в свой бюджет. Словом, что касается желаний всех явившихся сюда, то осуществляются они тут максимально хорошо.



Единственное, что можно сказать наверняка

В Амарбаясгаланте верующие, приехавшие сюда в обнимку с бумбой Гонгора и ничего не знающие о сахиусане Дордже Шугдене, этой соринке в глазу Далай-ламы XIV, — ведут счёт своим грехам и добродетелям. Не понимая, что благочестивые богачи просто хотят подкрепить своё уже существующее состояние подношением бумбы, обычные верующие, полагая вместо этого, что они обогатились благодаря таким действиям, тоже подключаются к этому процессу. В итоге, как бы там ни было, все увозят отсюда свои чудодейственные бумбы. Ну а что же дальше? Остаётся лишь работать, не покладая рук. Тогда, то хоть и не факт, что обогатишься, но с голоду точно не умрёшь. 

Религиозное мероприятие, называемое «подношением бумбы Гонгору», приобрело черты туристического маршрута. Виденное нами на горе Бурэнхан и в долине Ивээна прекрасно это иллюстрирует. Это ли
— не настоящая причина обогащения? Пусть же все все монголы обретут совершенное благополучие посредством работы и причин работы!


Комментариев нет:

Отправить комментарий