Такое четверостишие написала однажды моя знакомая, Баяра:
Буруу биш зөв сэтгэлтэй явбал
Бурхан биш хүн чамайг аварна...
Булзаж мэхэлж хорон санаатай явбал
Буг биш хүн чамайг хорлоно...
Сейчас немало монгольской молодёжи «возвращается» к старинной вере своей страны — буддизму. Отчасти это увлечение идёт бок о бок с националистическими настроениями, отчасти нет. Вообще, конечно, странно относительно молодого человека, который, собственно, осваивает национальную культуру всегда заново по ходу взросления, говорить, что он куда-то «возвращается». Он всё осваивает сам и внове. И вовсе не факт, что каждому современному монголу это придётся впору.
Но моя Баяра — не буддистка. Соответственно, и это её стихотворение выдержано как будто бы в атеистическом духе:
Если душа верна, не крива —
Не бог, человек тебя спасает.
Если мысль хитра, ядовита —
Не демон — человек тебя отравляет...
Тут даже скорее христианские какие-то персонажи: бог там, демон... Однако нельзя было выразить проще идею, стоящую в основании буддийской практики: опору прежде всего на свои силы, опору с одной стороны и ответственность, — перед собой же, — с другой.
Когда народ «возвращается» к своей «традиционной» религии, это оборачивается бутафорией в большинстве случаев — что православие у нас, русских, что буддизм у бурят или монголов. За этими «ренессансами» обычно стоят силы, преследующие цели иные, нежели «духовное развитие» людей. Вера же исходит изнутри, и не нуждается во внешних ярлыках.
Буруу биш зөв сэтгэлтэй явбал
Бурхан биш хүн чамайг аварна...
Булзаж мэхэлж хорон санаатай явбал
Буг биш хүн чамайг хорлоно...
Сейчас немало монгольской молодёжи «возвращается» к старинной вере своей страны — буддизму. Отчасти это увлечение идёт бок о бок с националистическими настроениями, отчасти нет. Вообще, конечно, странно относительно молодого человека, который, собственно, осваивает национальную культуру всегда заново по ходу взросления, говорить, что он куда-то «возвращается». Он всё осваивает сам и внове. И вовсе не факт, что каждому современному монголу это придётся впору.
Но моя Баяра — не буддистка. Соответственно, и это её стихотворение выдержано как будто бы в атеистическом духе:
Если душа верна, не крива —
Не бог, человек тебя спасает.
Если мысль хитра, ядовита —
Не демон — человек тебя отравляет...
Тут даже скорее христианские какие-то персонажи: бог там, демон... Однако нельзя было выразить проще идею, стоящую в основании буддийской практики: опору прежде всего на свои силы, опору с одной стороны и ответственность, — перед собой же, — с другой.
Когда народ «возвращается» к своей «традиционной» религии, это оборачивается бутафорией в большинстве случаев — что православие у нас, русских, что буддизм у бурят или монголов. За этими «ренессансами» обычно стоят силы, преследующие цели иные, нежели «духовное развитие» людей. Вера же исходит изнутри, и не нуждается во внешних ярлыках.
Комментариев нет:
Отправить комментарий