понедельник, 10 марта 2014 г.

Царевна нагов и злонамеренный хан

Беркут над Богдо-Улой
В стародавние времена, когда только народился этот мир, гора Хан-Уул не обрела ещё своего имени, и река Хатан-Туул была безымянной, единственная дочь царя нагов вместе со своими пятью служанками играла и резвилась у маленького родника, зачерпывая из него воду драгоценным золотым корытцем. Это увидел царь шулмасов и очень разгневался, мол, боги вторглись в его владения и отправили царевну нагов, чтобы зародить тут жизнь и населить землю людьми. Видя, как от плещущей из золотого корытца воды повсюду возникают источники и прорастает трава, он зародил в себе злонамеренные мысли, и призвал к себе пятерых чертей. Первому он наказал так: «Иди с юга к деве-нагини и её пятерым служанкам, что играют у родника, черпая воду золотым корытцем, напугай их, а их золотое корытце отбери». 

В то время самая молодая из служанок была искусной провидицей. Эта девушка сказала: «Нас заметил хан шулмасов. Чтобы навредить нам, он отправил черта. Как нам быть?» Самая старшая из них ответила: «Говорят, охотник-неуч и то лучше книжника, плохо овладевшего знанием. Время настало. Я пойду». Она оборотилась мужчиной-охотником, выстроила хижину, приготовила еду и уселась ждать. Чёрта объяло любопытство, он и свистел, и кричал, но так и не смог напугать её, а чуть только он приблизился к хижине вплотную и заглянул внутрь, как она плеснула ему в глаза раскалённый жир, так что он мгновенно ослеп, и помер. 


Узнав о гибели первого чёрта, хан шулмасов ещё больше разгневался, вызвал второго чёрта и так наказал ему: «Возьми мой железный хлыст в семьдесят маховых саженей, всех дзеренов, что там пасутся, хлестая, погони, царевна нагов и её служанки пусть погибнут под их копытами, и тогда забери у них золотое корытце!» Опять пятая служанка узнала об этом поручении. «Хан шулмасов дал второму своему чёрту железный хлыст в семьдесят маховых саженей, и хочет погубить нас при помощи уймы дзеренов. Как нам быть?» Тогда вторая служанка сказала: «Хоть дзеренов и несметное число, а серого боится каждый из них. Стану волком и отгоню их.» Она обернулась сине-серым волком, развернула дзеренов и погнала их на чёрта с железным хлыстом в семьдесят маховых саженей, они его и затоптали.

Пуще прежнего разгневался хан шулмасов оттого, что и второй чёрт погиб, а что делать? Вызвал третьего чёрта и говорит: «Обернёшься учёным сановником и затеешь с ними диспут. Будете задавать друг другу вопросы, и, если ты не сможешь ответить правильно на один из них, то исчезнешь с лица земли. А если они будут посрамлены, то выиграешь у них золотое корытце», — настрого приказал он ему, превратил его в сановника и отправил к ним. Пятая служанка, узнав об этом, говорит в великом страхе: «Царь шулмасов превратил чёрта в сановника и отправил к нам состязаться в учении. Если мы смолчим или ответим неверно, то исчезнем, и корытце золотое потеряем. Как быть?» Но третья девица сказала так: «Хоть в учёности я и не сильна, а померюсь силою с чёртом-оборотнем».

Встретившись, чёрт-сановник и третья девица кинули жребий, кому первому задавать вопрос, и выпало чёрту-сановнику. Обернувшийся сановником чёрт спросил так: «Кто отец твоего бога?» Третья девица ответила: «Ум». Тогда чёрт-сановник спросил: «Кто отец ума?» Она отвечала: «Вечное Синее Небо». Тут чёрт-сановник радостно возразил: «Дура ты, отец твоего бога — это ведь наш хан шумасов!» — и, как только он так сказал, тут же исчез. Ещё больше разозлившись от исчезновения своего третьего чёрта, хан шулмасов вызвал четвёртого и наказал ему: «Превращу тебя в волшебного богатыря с сотней обличий. Если ему не попасть стрелой в место размером с игольное ушко, не выбить из него жизненный дух. Убей деву-нагини и пятерых её служанок и принеси золотое корытце.» Дал ему шлем из тысячи черепов и отправил к ним. Опять об этом узнала пятая девица и рассказала остальным. Четвёртая девица говорит: «Говорят же: богатырь, что не может попасть тёмной ночью в голову чёрной мухи — не мужчина, ну так я пойду». Она отыскала отверстие размером с игольное ушко, выстрелила, и тот лишился жизни.

Хан шумасов, услышав об этом, очень разгневался, и, прознав о волшебных силах пятой девицы, вызвал к себе пятого чёрта и так наказал ему: «Я превращу тебя в никому не видимую, будто синяя игла в синей траве, змею, иди и убей деву-нагини и её девиц. Ночью, перед рассветом, эти негодные девки непременно задремлют. Тогда ты на рассвете проберись к ним и отрави золотое корытце своей ядовитой змеиной слюной». 
День и ночь в страхе царевна нагов и пятеро служанок не смыкали глаз, но чуть только веки их начали слипаться, пятая девица вскочила с внезапным криком и схватила змею, которая уже приготовилась безнаказанно излить яд, двумя руками за голову и хвост, укусила её посередине и молвила: «О царевна нагов, да стану я птицей-гарудой, несущей обет охранять врата твоего дворца из белого нефрита!», и взвилась в воздух. Оттого-то на гербе Хурэ и появилась гаруда.

Первая девица, отвратившая первую угрозу, сказала: «Мне подобает стать савдагом-охотником южной горы». И она стала старым охотником-савдагом южной горы, щедрым к охотникам, не жалующим воров и лжецов. Вторая девица, так как она превратилась в прогнавшего зло синего волка, сказала: «Стану савдагом-покровителем горы Сонгино». Так у горы Сонгино появился савдаг — грозный синий волк. Третья девица, превращавшаяся в учёного мужа, одолевшего третьего чёрта, стала савдагом-покровителем учёности и знаний, сказав: «Пойду и украшу гору Чингэлтэй», — поэтому гору Чингэлтэй сейчас чтут учёные мужи. Четвёртая девица, победившая в битве зло, пришедшее с юго-запада, сказала: «Стану савдагом горы Баянзурх, покровителем воинов». Поэтому на горе Баянзурх издавна воины совершают поклонение знамени и селятся вблизи от неё. Так, лишившись безвозвратно пятерых своих служанок, царевна поставила золотое корытце на южную гору, и так возникла гора в виде плоского корыта, а также прекрасная ровная долина, «земля нагов» со скалами и источниками, называемая Золотым корытом.

Эту легенду рассказал матери писателя и поэта Дугэржавын Баасанжава человек по имени Хоролдаваа. Услышавшая её от Баасанжава проф. С. Дулам опубликовала её в книге «Хүрээ, дөрвөн уулын тахилга, бэлэгдэл». Текст приводится по книге: Нийслэл хүрээ 100 жил. Эрдэм шинжилгээний хурлын итгэлүүдийн эмхтгэл. — Улаанбаатар: Yсэг, 2012. — 24-26 дахь тал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий