Диваасамбуугийн Тайвансайхан |
— Говорят, что хотя буддийских храмов
и много, но общественно-полезных, благотворительных дел они
не делают. Что по этому поводу скажете?
— Есть обществу польза, но бывают
и недоразумения. Наш монастырь Гандан в социалистический период
каждый год жертвовал в Фонд детства по миллиону тугриков. Помимо
этого, ламы предпринимали специальные поездки, собирали металлолом, сдавали
его, и эти деньги тоже отдавали. В 1970 году мне было пять лет,
и я тоже тогда участвовал в поездках по сбору лома.
Но было это не напоказ, вот общество и не замечало,
и сегодня так же.
— Обычно ведь люди говорят только о вещах,
которые бросаются в глаза, в этом дело?
— Верно. Люди видят: кто-то кому-то что-то дал,
кто-то у кого-то взял, и потом об этом только
и рассказывают. Ну хорошо, а куда делось такое великое дело, как
душевное даяние? Даяние бывает трёх видов: даяние учения, душевное
и вещественное. А люди обычно замечают только то, что связано
с имуществом, вот в чём дело.
— Распространение веры, правильное донесение её смысла до людей, просвещение в этом вопросе — дело благое. Между тем, у нас появилось сегодня множество религий. Что по этому поводу думаете?
— Когда в малонаселённую страну приходит
много религиозных течений — это опасно. Хотя христианство и радеет
о благе человека, но его агрессивные течения, приходя к нам,
вбивают нашим в голову своё жёсткое мировоззрение. Вот есть,
к примеру, шаманы. Сегодня при помощи какого-нибудь сопляка-ученика
[то есть начинающего, молодого шамана — С. К.] люди пытаются
что-то постичь в собственной жизни. Ну это уж слишком!
Да он сам ничего толком не узнал, не выучил, что
он понимает в жизни? Ну а наши ему знай молятся
и вверяют свою жизнь и благополучие. Просто невероятно, что это
происходит. Что до меня, к примеру, — я хоть и много
лет осваивал Учение Будды, но перед тем, как сказать человеку что-нибудь,
обязательно подумаю: каковы причины, какие могут быть последствия.
Я не отрицаю, что есть шаманы знающие, ясновидящие.
Но исправлять положение — дело ведь другое. Соответственно, подобные
ошибки, промашки в жизни, которые происходят от дурных деяний, могут
длиться всю жизнь и дальше у человека — таких случаев пруд
пруди. Я сказал, что проникновение к нам множества религиозных
течений — опасно. То, что в будущем это приведёт к религиозным
разногласиям, противоречиям, невозможно отрицать.
И на межгосударственном уровне именно из-за религиозных вопросов
возникают конфликты, в том числе военные. Этого я опасаюсь. Думаю,
что и на уровне государственной власти пришла пора обратить
на это внимание.
— Что буддисты, тоже вроде бы стремящиеся
к благу человека, принимают в дар слишком много денег, иных
подношений — такие разговоры тоже ведутся. Иначе сказать, это у них
приняло форму бизнеса. Также, как по-вашему, есть ли что обсуждать
касательно нравственности ламства?
— Образ жизни ламства утерян. Они превратились
в стяжателей, искателей личной выгоды. Строят монастыри за заборами,
вокруг — мусор. Это постепенно превращается в бизнес. Вообще,
изначально, что называется, монастырь — вещь комплексная. Лишь недавно все
дацаны, будь то медицинский, философский, тантрический, стали называть
«монастырями».
— По поводу религии люди говорят много
разного, но тонким пониманием её не обладают.
Не скажете ли по поводу того, как донести суть учения верующим,
чтобы оно стало плодотворным?
— Если вкратце, то нужно с самого
детства целенаправленно объяснять, как извлекать из религии пользу
и добродетель. Сегодня, только если есть деньги, можно получить
какое-нибудь образование. Или в США, скажем, высокие языковые навыки, или
в Англии экономическое образование можно получить, имея обеспеченность.
Этому вопросу родители уделяют очень большое внимание. Это-то ладно, только вот
момент воспитания оказывается заброшен. Вообще никакого воспитания.
Я как-то на Западе заходил в одну больницу, там на приёме
у всех спрашивают: вы верующий или нет? И если оказывается, что
неверующий, то тогда такому человеку дают от ворот поворот. Потому
что они считают, что тот, кто ни во что не верит, способен
натворить всё, что угодно.
— Направляя детей в жизни, что человек
должен говорить им о религии?
— Какой-то период молитесь на ребёнка, как
на бога. Какой-то — уподобьте рабу, то есть спрашивайте
с него, укоряйте, то есть в разные периоды взросления
обращайтесь с ним сообразно возрасту. Но если у человека
не сформировано мышление, если он не знает, зачем живёт,
то никакое образование не пойдёт ему в итоге впрок.
— Сегодня часты случаи преждевременной смерти.
Эта проблема касается и высших лиц, и всего остального общества. Что
вы думаете по этому поводу?
— Преждевременная смерть — самый больной для
меня вопрос. Люди ведь свою жизнь не ценят. И народ,
и госслужащие не ценят свою человеческую жизнь. Как будет ценить
человеческую жизнь Индия с её миллиардным населением?
Но и наши, — а нас и трёх миллионов нет, —
в основном не ценят её. Смерти при родах, от неправильной
беременности, в автокатастрофах — очень много смертей. Когда
я беседовал с представителями управления дорожной полиции, зашёл
разговор о смертности на дорогах, и я сказал, что тоже
думаю о том, как её уменьшить. Попадают в аварии люди,
направляющиеся в Хамарын-хийд. Как жалко, что те, кто приезжает
в эту прекрасную местность, надеясь зарядиться энергией, исправить жизнь
к лучшему — с такими хорошими помыслами, вместо этого расстаются
там с жизнью.
— В разговоре с дорожной полицией
вы сказали, что стараетесь уменьшить количество аварий. Можно поподробнее?
— Есть дорожное движение, а есть следование
неправильному направлению в жизни. От него-то, в конечном итоге,
и происходят все несчастья. Вот по линии буддизма
я и работаю, чтобы это исправить. Буддизм как раз ведь предупреждает
о том, что свою жизнь необходимо ценить. А шаманы, к примеру,
в таких случаях просто запугивают.
— Запугивают — это что вы имеете ввиду?
— Шаманы говорят: «Ты точно умрёшь. Срочно
нужно принять меры. Столько-то тугриков». Это разве не запугивание?
— Я уже спрашивал вас по поводу государственной
политики. Не ответите ли более развёрнуто?
— Ну, что взять с власть имущих? Страна
расколота на два лагеря. О том, чтобы думать о народе, нет речи.
Они и того, как брать, как давать, не знают. С народа —
берут. А о том, что надо и давать что-то взамен — они
не в курсе. Таков уж он, наш национальный характер. На то,
чтобы заказать чтение Ганджура и Данджура, они дают от силы
10 тугриков. Ну что тут говорить? Зато на известные вещи они не скупятся,
выкладывают тысячи. За водку, вино. То, насколько чудесно то учение,
с которым они соприкасаются, они ведь даже не ощущают. В нашем
небольшом государстве нужды во многих партиях нет. А что было
на выборах 2008 года? Там ведь не было ничего такого, из-за чего
стоило бы устраивать беспорядки. В целом именно таков и был
выбор народа. Однако раздули скандал, и в итоге вышла такая сумятица
[Тайвансайхан имеет ввиду попытку цветной революции в июле 2008 года,
когда оппозиция, недовольная победой МНРП по итогам выборов в Хурал,
обвинила её в подтасовке результатов и устроила беспорядки
в центре столицы — С. К.].
— В том, чтобы сделать человека человеком,
в его становлении — какую роль должен играть буддизм, что
вы думаете?
— Тут проблема, думаю, не в одной
какой-то области, необходимо предусмотреть много вещей. Прежде всего нужно
стараться, как сделать настоящими людьми наших детей. Сегодня этим следует
озаботиться, к примеру, тем лицам, которые владеют водочным бизнесом. Вот
уж кто не испытывает сегодня ни в чём недостатка. А ведь
употребляя эту водку, народ травит себя. Жизнь себе портит. Мы сами
заливаем свою жизнь водкой, напиваемся вусмерть, а потом сами же этим
хвалимся. Что добавить по вашему вопросу? Наши власть имущие ни сами
не делают полезную для людей и общества работу, ни поддерживают
тех, кто делает что-то сам в этом направлении. Между тем, чуть где скачки
или борцовские состязания — они тут как тут, вручают кому-то деньги или
машину — и поминай как звали. Это — точно не признак
настоящего государственного деятеля. Но понять, насколько неподобающе
такое поведение, он может только самостоятельно.
— Наш хутухта Данзанравджа был «красной веры».
Вы тоже последователь «красной веры». Не объясните ли разницу
между «жёлтой верой» [то есть школой гелуг — С. К.]
и «красной» [до-гелугпинские школы — С. К.]?
— В буддизме пять религиозно-философских
школ, из них четыре красных, одна жёлтая. Красная вера к жизни очень
близка. С ней я постоянно по жизни иду. Жёлтая же вера
появилась очень давно. До неё монголы придерживались шаманизма. Что жёлтая
вера распространилась у нас благодаря государственной политике
маньчжуров — это каждый знает. У них жёсткая дисциплина.
В жёлтой вере много строгих запретов. Отличие в этом. А помимо
этого, между «красными» и «жёлтыми» каких-то несовместимостей нет.
Нойон-хутухта состоял с нашими предками в отношениях учитель-ученик. Что касается того учения, которого я придерживаюсь
[карма-кагью — С. К.], то его в Монголии не было.
— Каковы отличительные особенности вашего
монастыря от других? Расскажите, что вы делаете, предпринимаете.
— Говорят, что у нас снесли 700 храмов,
но на самом деле их было две тысячи. Чтобы скрыть масштаб этого
злодеяния их число преуменьшают. Говоря в общем, наш храм служит
обществу, народу, занимается благотворительной деятельностью Мы ничего
у людей не просим, не выбираем, кому помогать, кому нет.
К нам обращаются и неимущие, и просто нищие, и любые
другие. Мы их сообразно обстоятельствам обеспечиваем пропитанием.
Делаем и общественную работу. Тем самым, надеюсь, мы даём пример
другим. Сегодня наши люди обращают свои имущественные накопления только
на себя, строят себе коттеджи. А мы построили храм, обращённый
к людям. На данный момент обустроили четырёхэтажное здание. Всего
будет шесть этажей. Но любое стоящее предприятие упирается
в экономику.
— Чтобы его возвести, кажется, потребовались
очень приличные средства. Явно ведь больше, чем ваши личные средства?
— Чтобы его достроить, хожу с протянутой
рукой. Обращался и к госвластям. Когда Н. Энхбаяр был президентом,
с прекрасной статуей в руках просил его — не вышло. Просил
у сотни самых успешных предприятий — ничего. Вот таким образом
и ходил. Хоть они и говорят: мол, однажды мы разрушили
культурные ценности, а теперь пора их восстанавливать —
но никак не помогают. Раз так, я ожидаю помощи из-за границы.
К примеру, жертвует нам С. Сигал.
Наша деятельность началась с 2006 года.
С того времени мне пришлось поработать во всех почти улан-баторских
соцучреждениях, в соцучреждении Батсумбэра [сомон Центрального
аймака — С. К.].
— Вы сами в 1970 году,
в пятилетнем возрасте вместе с ламами занимались
благотворительностью. Ваши предки состояли с хутухтой Данзанравджой
в отношениях ученика и учителя. Не расскажете ли о вашем
происхождении?
— Я потомственный лама. Дед мой был ламой, мой
отец, цорджи-лама Гандана, лама Диваасамбуу — великий человек.
Единственный человек в Монголии, который не снял облачения, был мой
отец. В этом году ему исполнилось 83. Помимо него, в социалистический
период никто по своей воле не мог носить ламское одеяние.
Но с 1990-х и по сей день в него рядятся
и пьяницы, и сумасшедшие.
Интервью С. Ууганбаяра, 2013 (с сокращениями)
См. также:
История карма-кагью в Монголии
Очерк об истории школы карма-кагью в Монголии с XVII века по наши дни
возможно отец был великим,сынок излагает неверно.Кагью принёс Карма Пакши,поэтому Мункэ и Хубилай звали Багши,что в переводе на русский означает Учитель.В русском варианте получается Пакши
ОтветитьУдалитьВероятно, он так выразился, имея ввиду территорию современной Монголии. Как известно, после Карма-багши карма-кагьюпа в Центральной Монголии (будущей Халхе) пришла в полный упадок. Хотя община кагьюпинцев существовала у южных монголов, а её представители периодически посещали Халху и учили там, эта школа так и не получила в ней сколько-нибудь значительного распространения.
УдалитьЕсли вам интересно, прочитайте очерк об истории КК в Монголии, который я недавно тут опубликовал. Я постарался осветить именно тот период существования КК у монголов, который практически совсем не освещён в историографии (XVI-XX вв.).
в то время было сильное влияние школы сакья,а кармапа как истинный бодхисаттва не любит политику в любых проявлениях.Это можно видеть из жизни 10 кармапы
Удалить