Буддийские новости из Монголии опережают одна другую. Не успели провозгласить наконец Богдо-гэгэна полноправным главой монгольских буддистов, как вновь в стране праздник: вчера вечером из Японии с трёхдневным визитом в Улан-Батор прибыл Далай-лама.
Нынешний приезд Далай-ламы XIV в Монголию - уже восьмой по счёту, однако первый раз его встречает на правах хозяина не хамбо Чойжамц, а сам Богдо. Последний раз подобное здесь случилось 107 лет назад: то была легендарная поездка Далай-ламы в Ургу в 1904 году; в той истории участвовали предыдущие перерождения, или, как говорят монголы, "образы" (дvр) обоих хубилганов. Тот раз печально прославился тем, что Восьмой Богдо, движимый какими-то своими мотивами, доныне достоверно не раскрытыми, не участвовал в церемонии встречи Далай-ламы в Урге, и якобы даже за всё то время, что тот провёл в столице, ни разу не навестил его. Но на этот раз всё было так, как и должно быть: Девятый Богдо, глубокий старик, лично возглавил ночную встречу Далай-багши. Нас же, россиян, представляет в эти дни Дилова-хутухта, или, как его на тибетский манер привыкли называть российские буддисты, Тэло-тулку, Шаджин-лама Калмыкии.
Впервые Далай-лама XIV посетил Монголию, тогда ещё Народную республику, 15 июня 1979 года в качестве почётного гостя на V Съезде Конференции Азиатских буддистов за мир. В течение своего короткого визита Далай-лама преподал верующим некоторые базовые практики школы гелуг: гуру-йогу "Гаден Лхагяма", девятистрочную и четырёхстрочную "Мигцзему", а также мантры "Трёх коренных божеств": Ваджрапани, Манджушри и Авалокитешвары. Во второй раз Далай-лама посетил МНР в середине августа 1982 года по случаю собрания очередного съезда Конференции и преподавал учения Ламрима, а также даровал посвящения Ямантаки и Джамсарана.
Первые пять лет "демократии" Далай-лама был частым гостем в Монголии. В сентябре 1991 года он даровал учения "Три основы Пути к Пробуждению", а также благословение долголетия Белой Тары и мантры "Трёх коренных". В сентябре 1994 года - учение Ламрима, сущностную мантру Будды Шакьямуни, мантры "Трёх коренных" и сущностную мантру Падмасамбхавы. В августе 1995-го - учение и посвящение Калачакры, "Сущностный смысл Ламрима", "Хвалу взаимозависимости", обеты мирянина и бодхисаттвы. В самом начале девяностых посещал Далай-лама и нашу страну, - не только Калмыкию, Туву и Бурятию, но и Москву.
Однако после визита ельцинского визита в Китай в 1996-м в российской визе начали отказывать. Наступил перерыв и в посещениях Монголии: следующий раз Далай-лама приехал лишь через шесть лет, в сентябре 2002-го. Он вновь научал "Трём основам Пути", "Хвале взаимозависимости", мантре Бурхан-багши, а также передал дженанг Тары, обращался с проповедями к верующим и к молодёжи.
В 2004-м Далай-ламе всё-таки разрешили посетить Калмыкию, строго ограничив его, впрочем, республиканскими рамками. А в августе 2006 года состоялся очередной его визит в Монголию. На этот раз, по специальной просьбе монгольского духовенства, он впервые соизволил даровать 52-м послушникам полные монашеские обеты. В рамках нынешней поездки Далай-лама будет говорить о традиционных для своих монгольских поездок материях: даст наставления в "Трёх основах Пути", разъяснит текст "Хвалы", а также дарует посвящение Авалокитешвары. Визиту этому предшествовал курьёз: в сентябре местная газетка "Yндэсний шуудан" опубликовала заметку, будто бы Далай-лама решил определить себе преемника ещё до смерти, дабы исключить всевозможные спекуляции со стороны Китая, и выбрал следующим Далайламой девятилетнего мальчика-монгола. Имя, место проживания, естественно, не разглашаются - во избежание провокаций.
Довольно скоро выяснилось, что это, конечно, утка. Ведь в таком случае ни о каком "перерождении" речи бы быть не могло - передался бы лишь титул. Впрочем, не будем забывать, что именно монголы когда-то впервые назвали этого наставника "Далай-багши", то есть "Океаноподобный учитель", так что подобные ухищрения монгольских журналюг с целью привлечения внимания мировых СМИ (или зачем-то ещё?) к своему изданию при всей своей очевидной грубости и циничности всё же не лишены некой доли изящества.
Нынешний приезд Далай-ламы XIV в Монголию - уже восьмой по счёту, однако первый раз его встречает на правах хозяина не хамбо Чойжамц, а сам Богдо. Последний раз подобное здесь случилось 107 лет назад: то была легендарная поездка Далай-ламы в Ургу в 1904 году; в той истории участвовали предыдущие перерождения, или, как говорят монголы, "образы" (дvр) обоих хубилганов. Тот раз печально прославился тем, что Восьмой Богдо, движимый какими-то своими мотивами, доныне достоверно не раскрытыми, не участвовал в церемонии встречи Далай-ламы в Урге, и якобы даже за всё то время, что тот провёл в столице, ни разу не навестил его. Но на этот раз всё было так, как и должно быть: Девятый Богдо, глубокий старик, лично возглавил ночную встречу Далай-багши. Нас же, россиян, представляет в эти дни Дилова-хутухта, или, как его на тибетский манер привыкли называть российские буддисты, Тэло-тулку, Шаджин-лама Калмыкии.
Впервые Далай-лама XIV посетил Монголию, тогда ещё Народную республику, 15 июня 1979 года в качестве почётного гостя на V Съезде Конференции Азиатских буддистов за мир. В течение своего короткого визита Далай-лама преподал верующим некоторые базовые практики школы гелуг: гуру-йогу "Гаден Лхагяма", девятистрочную и четырёхстрочную "Мигцзему", а также мантры "Трёх коренных божеств": Ваджрапани, Манджушри и Авалокитешвары. Во второй раз Далай-лама посетил МНР в середине августа 1982 года по случаю собрания очередного съезда Конференции и преподавал учения Ламрима, а также даровал посвящения Ямантаки и Джамсарана.
Первые пять лет "демократии" Далай-лама был частым гостем в Монголии. В сентябре 1991 года он даровал учения "Три основы Пути к Пробуждению", а также благословение долголетия Белой Тары и мантры "Трёх коренных". В сентябре 1994 года - учение Ламрима, сущностную мантру Будды Шакьямуни, мантры "Трёх коренных" и сущностную мантру Падмасамбхавы. В августе 1995-го - учение и посвящение Калачакры, "Сущностный смысл Ламрима", "Хвалу взаимозависимости", обеты мирянина и бодхисаттвы. В самом начале девяностых посещал Далай-лама и нашу страну, - не только Калмыкию, Туву и Бурятию, но и Москву.
Однако после визита ельцинского визита в Китай в 1996-м в российской визе начали отказывать. Наступил перерыв и в посещениях Монголии: следующий раз Далай-лама приехал лишь через шесть лет, в сентябре 2002-го. Он вновь научал "Трём основам Пути", "Хвале взаимозависимости", мантре Бурхан-багши, а также передал дженанг Тары, обращался с проповедями к верующим и к молодёжи.
В 2004-м Далай-ламе всё-таки разрешили посетить Калмыкию, строго ограничив его, впрочем, республиканскими рамками. А в августе 2006 года состоялся очередной его визит в Монголию. На этот раз, по специальной просьбе монгольского духовенства, он впервые соизволил даровать 52-м послушникам полные монашеские обеты. В рамках нынешней поездки Далай-лама будет говорить о традиционных для своих монгольских поездок материях: даст наставления в "Трёх основах Пути", разъяснит текст "Хвалы", а также дарует посвящение Авалокитешвары. Визиту этому предшествовал курьёз: в сентябре местная газетка "Yндэсний шуудан" опубликовала заметку, будто бы Далай-лама решил определить себе преемника ещё до смерти, дабы исключить всевозможные спекуляции со стороны Китая, и выбрал следующим Далайламой девятилетнего мальчика-монгола. Имя, место проживания, естественно, не разглашаются - во избежание провокаций.
Довольно скоро выяснилось, что это, конечно, утка. Ведь в таком случае ни о каком "перерождении" речи бы быть не могло - передался бы лишь титул. Впрочем, не будем забывать, что именно монголы когда-то впервые назвали этого наставника "Далай-багши", то есть "Океаноподобный учитель", так что подобные ухищрения монгольских журналюг с целью привлечения внимания мировых СМИ (или зачем-то ещё?) к своему изданию при всей своей очевидной грубости и циничности всё же не лишены некой доли изящества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий