Н. Алтанхуяг в университете. |
Он был пятым сыном в многодетной семье, не считая сестер. С его рождением его мать Жигуусэн удостаивалась ордена «Материнская слава», и, в ознаменование этого события, а также чтобы почтить нелёгкую женскую долю матери, родители решили дать мальчику «женское» имя — Алтантуяа, Золотая Заря. Употребляю тут кавычки потому, что в монгольском языке нет такого понятия — женский и мужской род, да и из самого имени однозначно не следует, что его носитель — обязательно женщина. Тем более что есть в монгольском языке имена, равно приличествующие обоим полам: например, старшая сестра нашего героя носит как раз такое — Буянжаргал, Добродетель-Счастье. Вот и я мог бы перевести его имя на русский как, скажем, Золотой Рассвет. Но что факт, то факт: слово туяа — «заря» в монгольской культуре фигурирует лишь как часть женских имён.
Справедливости ради стоит отметить, что мальчик рос вполне себе мальчиком, ходил с отцом на тарбаганов, был отличным бегуном, первым учеником в Улангоме — в общем, его девичье имя не мешало ему до тех пор, пока не пришла пора поступать в Государственный университет. Перед переездом в столицу парень решил всё-таки сменить имя на подобающее мужчине — засмеют ведь. Решил выкинуть «туюу», остаться просто Алтаном — Золотым. Рассказал о своём решении родителям. Те перечить не стали, но сперва посоветовались с ламами — к добру ли такое переименование? Те резонно ответствовали: золотой так золотой, а что, мол, «золотой»? Имя нужно дополнить второй частью.
В то время как раз стало известно, что к космическому полёту готовятся два уроженца МНР — Гуррагча и Ганзориг. Эти два имени прогремели по всему Восточному блоку. Хотя в итоге в космос полетел лишь один Гуррагча (потом он даже взял себе фамилию Сансар — Космос), надо признать, что Ганзорига советские специалисты подготовили к этому, так сказать, основательнее, прямо-таки всесторонне. Дело в том, что при рождении он получил имя Ганхуяг — Стальной Панцирь. В Союзе сочли, что монгольский «панцирь» станет предметом неуместных шуточек среди населения, и предложили космонавту сменить имя на более «благозвучное». Так Стальной Панцирь превратился в Стальную Отвагу. Между тем будущий премьер-министр, увлекавшийся физикой и, несомненно, грезивший о космических путешествиях, решил стать Золотым Панцирем. «Ганзориг панцирь выбросил, а я подобрал» — теперь шутит он.
Но хоть среди преподавателей и товаришей по физмату МонГУ, куда он поступил, он и стал известен как Алтанхуяг, в документах он продолжал проходить под старым именем. Как-то раз на первом курсе руководство университета решило к Международному женскому дню помимо прочего поощрить и наградить студентку, прочитавшую за первые полгода учёбы самое большое количество книг. Это количество определяли по библиотечным карточкам. И вот на праздничной церемонии ведущий объявляет победительницу: «Алтантуяа, первый курс физико-математического факультета!» Декан физмата, который как раз и должен был вручать эту награду, встрепенулся и воскликнул:
— Эй, да вы шутите! Это ж парень!
Впервые новое имя Алтанхуяга было официально записано в его красном дипломе по окончании университета, где он потом десять лет проработал преподавателем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий