Агваанхайдав (вольный портрет) |
[ ... ] Сущность:
— Мои тело и сознание, покуда вы вмещаетесь
одно в другое и, не разлучаясь, благоденствуете, ровно тогда
счастливо живу и я. Но если вы двое расстанетесь, что мне
делать? Сознание, когда ты оставишь тело и уйдешь восвояси, чем
я стану? Давайте-ка изобретите надёжный способ водить дружбу! И если
вы отделитесь друг от друга, то кто из вас тогда будет меня
вмещать, а кто покинет?
Тело:
— Сущность, что ты говоришь? Я существую только
лишь, само будучи в сознании. Когда сознание покинет меня,
то я превращусь в вонючую падаль и пойду на съедение
собакам и птицам. Как же тогда мне вмещать тебя?
Сознание:
— Когда я бестелесное, когда я от него
отделяюсь, то само нигде не нахожусь, ни к чему
не имею отношения [ ... ] — как же мне ещё и тебя вмещать?
Сущность:
— Тело, ты верно говоришь. [ ... ] Однако ты, сознание,
безысходно бродишь туда-сюда, не распадаясь — вот с тобой-то
я одним и буду дружить! Обычно я властвую и повелеваю вами
обоими. Однако ты, тело, в конце концов исчезаешь. А ты,
сознание, вечно — буду следовать за тобой. Но не подумаешь ли
ты однажды: «Существует ли лучший мир, чем тело и сознание? Что
есть „я“? Ничто иное, нежели облик и осознавание». Не кинешь ли
ты нас вдруг — тело с сущностью, заявив, что ты само
по себе, и не начнёшь жить в одиночку? Как же быть?
Позову-ка я своего товарища — разум, и спрошу у него.
Сознание:
— Какой такой разум, кого ты зовёшь? Такого
не знаю. Ведь это я хозяин тела и речи.
Тело:
— Я — прекрасное, совершенное тело. Любите
и охраняйте меня! Этот твой разум, говорят, способен рассудить других, и вообще
очень мудрая штука!
Сознание:
— Что ж, разум обычно чепухи не говорит.
Давайте спросим у него насчёт способа, каким можно было бы навек
соединить вместе тело и сознание.
Итак, все решили воззвать к разуму, сознание призвало
его, и он явился [ ... ]. Когда ум-разум пришёл, тело, сознание
и сущность сидели в совершенном молчании.
Разум:
— Бестолково шляясь по самсаре, ты, сознание,
прихватив обузу — несчастное тело, плод деяний, за пазуху,
и подружившись с «я» — сущностью, для которой труднопостижимы
бытие и небытие, что расселось здесь?
Сознание:
— Я в этом мире самое старшее. Я дружило
со всеми бесчисленными вещами. [ ... ] А ты тут едва пришёл, ты тут
лицо новое, слова твои бестолковы, и слушать я их не хочу!
Разум:
— Сознание, ты превратилось в проклятие этого
мира, брось отрицать это. [ ... ] Прекрати злиться и своевольничать! Внять моим
словам, что исходят из знания истины, — для твоей же пользы.
Сознание:
— Я, сознание — не какая-то там безделица!
Я проницаю весь мир и творю бесчисленные дела! Я являлось
в царях и князьях, я являлось в ламах и послушниках.
И в прекрасных супругах царей и князей являлось тоже я!
Защищая свои земли и воды, я билось с врагами, сражало
и убивало их. Борясь и враждуя со знающим истину разумом
и прочими, я было гневно и горделиво. Радея о своём
имуществе, я жаждало прибылей и обладания. Чтобы мочь убивать
и понуждать, я готовило тьмы воинов и кучи оружия. А раз
так — то я делало все дела на свете. Не только тебя,
ты, дурной разум — я могу убить любого! [ ... ] Если не мне —
то кому заведовать всем житьём-бытьём? Да и делая всё это,
я думало не только о себе одном, но радело о текущем
житье. Ведь я же вкушало и всевозможные страдания! Я делало всё
это не только ради себя, но и для тела и сущности. Потому
эти двое никогда не смогут меня покинуть, а так и будут
таскаться за мной и дальше. [ ... ] Так что, разум, будь-ка мне другом,
но не говори лишнего!
Разум:
— Мы с тобою не друзья.
Ты постоянно думаешь о множестве совершенно бесполезных вещей. [ ... ]
Сознание:
— Какие такие вещи у меня бесполезные? Я же
должно беречь и лелеять моё собственное тело. Для своего господина —
сущности — я должно добывать выгоду и славу. Будто бы
не так! [ ... ]
Разум:
— Вникни получше в суть деяний, которые
ты само творишь! Тело твоё, которое ты так любишь и бережёшь,
не ведает, в чём польза, а в чём вред. Тело — штука
недалёкая. Однажды сломается оно и исчезнет — товарищ оно тебе
ненадёжный. А когда ты разлучишься с телом,
то и сущность, твой нынешний господин — исчезнет тоже. [ ... ] Твоя так
называемая сущность — это произведение ваше с телом, только лишь имя,
а сама по себе она не имеет никаких качеств. Все те вещи,
что вызывают у тебя различение на хорошее и плохое, что заставляют
тебя стараться ради мирской жизни, все возникают взаимозависимо —
а коли так, все они не вечны, временны и подобны сновидению.
Подобно веренице снов, они возникают в твоей жизни. [ ... ] К чему ради этой
обманной жизни, в которой твои негодные тело и сущность —
временные и неверные попутчики, надрываясь, вершить всевозможные дела,
заодно собирая грехи и беды? По сути все вещи
не существуют, — всесторонне исследовав и постигнув их как
череду переменчивых признаков, как подобную пространству пустоту, не лучше ли
задуматься тебе о пути выхода из этого мира? [ ... ]
Сознание:
— Разум, недаром тебя, достигшего пределов святой
премудрости, прозывают пробуждённым. В конце твоей речи я понял, что
нет «я» у сущности, нет «я» у явлений, а все явления
по сути своей совершенно пусты. [ ... ]
Комментариев нет:
Отправить комментарий