Как-то раз гобийский Догшин-Нойон-хутухта Данзанравджа приехал в Их-Хурэ. Вообще-то хутухте Данзанравдже было запрещено въезжать в Их-Хурэ, однако по праву признания пятого халхаского Богдо своим учителем Равджа-хутухта прибыл, дабы встретиться с ним и поклониться ему. И вот, зайдя в дуган для хуралов в Их-хурэ, он потребовал от ламы Агван-Хайдава водки. Агван-Хайдав, нёсший большой чан с водой, сказал: «Её в водку преврати!», и Равджа, дунув на эту воду, превратил её в водку и преподнёс хамбо Агван-Хайдаву и множеству хувараков. Вечером же, напившись, Равджа-хутухта явился в юрту к хамбо Агван-Хайдаву на ночёвку. Ночью он сказал: «Мёрзну, дай чем-нибудь укрыться», и Агван-Хайдав дал ему одну из своих дэли. Укрывшись ею, он проспал всю ночь, а потом, говорят, прихватил её с собой. Равджа-хутухта — это хубилган Дэмчиг-бурхана, а хамбо Агван-Хайдав — созерцатель Майдар-бурхана. Вот почему Равджа-хутухта почитал хамбинскую дэли, словно та была ничем иным, как одеянием Майдар-бурхана, а Агван-Хайдав-хамбо почитал ту водку словно аршан, полученный от Дэмчиг-бурхана. Потом Равджа-хутухта, вернувшись к себе, порезал дэли хамбо Хайдава на мелкие лоскуты и раздал народу со словами: «Коли будешь беречь, то будет хорошо».
Говорят, что Равджа-хутухта, задержавшись в Хурэ, во время своего довольно долгого житья-бытья там составил немалое количество песен. Когда же он решил возвращаться на родину, то в это время хамбо Агван-Хайдав задумал одну вещь. В одной из падей Богдо-улы, что к югу от Их-Хурэ, поселилась демоница-шимнус и, раскинув своё исподнее посреди двух гор, совращала людей Хурэ. Из-за этого нравственность хурэнских лам пришла в упадок, и тогда Хайдав-хамбо решил побороть эту демоницу при помощи Равджа-хутухты. Дав своим ученикам приказание не допустить того, чтобы нога коня Равджи ступила на другой берег реки Толы, сам начал призывать Дамдин-чойжила и готовиться к бросанию сора. В это самое время, говорят, над головой хамбо Хайдава проревел бык, на котором скакал Дамдин-чойжал, а сам бурхан сказал ему: «Вот как ты, хамбо, поступаешь?» В это время Равджа-хутухта вместе с учениками пересёк Толу, и как только нога его лошади ступила на противоположный берег, ум его затуманился, и он свалился с коня. Очнувшись через миг и оглядевшись, он увидел перед собою одну мамо, стоящую с раззявленным ртом и хохочущую над ним. «Видно, из-за этой негодницы со мною случилось такое», — подумал Равджа-хутухта, разозлившись, и эту самую демоницу-шимнуса тут же уничтожил. После этого нравственная дисциплина у лам в Их-Хурэ очистилась.
Эту историю рассказал в 1998 году лама Бор-Ундэрийн-хийда Г. Тумэн-Улзий.
(Из книги: П. Лхам. Ж. Ерөөлт. Монголын бурханы шашны аман түүх II. — Улаанбаатар: Жавзандамба хутагт төв, 2012. — 68-69 тал).
Комментариев нет:
Отправить комментарий