Дамбо-Даши Ульянов (1844-1904) |
К 300-летию дома Романовых калмыцкий гелюнг Дамбо-Даши
Ульянов написал книгу «Предсказания Будды о доме Романовых и краткий
очерк моих путешествий в Тибет в 1904-1905 гг.» В этой
книге, как известно, Дамбо-Даши попытался соотнести сакральную географию страны
Шамбалы с Российской империей. Долгое время хотел прочитать эту книгу,
чтобы посмотреть, как у него это получилось. И наконец нашёл
её в оцифрованном виде на сайте «Национальной электронной
библиотеки».Вот несколько цитат из неё:
В сочинении «Рими Дод», известном иначе [как] «Великий
комментарий», принадлежащем труду неизвестного автора по указанию
буддийского учёного Лонгдол Римбоче (klong rdol rin po che, Нгаванг Лобсан
Пэлсанг, 1719-1794 — С. К.), в одном из трудов по истории
Шамбалы якобы повествуется: «Половина Барун Занба» [Западной Джамбудвипы —
С. К.] населена теми же шестью государствами с той разницей, что
Лонгдол Римбоче начинает перечислять их с южной стороны: Индия,
Тибет, Ли, Китай, Большой Китай и Гангдан. Что же касается
государства Шамбала, то оно описывается в следующем виде: государство
Гангдан делится на две части, из них западная часть и составляет
будто бы государство Шамбала. [...] В центре же Шамбалы имеется
престольный город Дава-Занба-хана [Сучандра, первый царь Шамбалы —
С. К.] под названием Галава. Кроме этого города имеются и другие
города количеством до 96, каждый из которых управляется особо
назначенными сановниками. Рассматривая в отдельности каждое государство,
я склонен предполагать, что под Гангданом разумеется государство,
начинающееся от Северного Ледовитого океана, то есть это ничто иное,
как Русское государство причём на западной части Гангдана находится
главное ядро России (Европейская Россия), а на восточной стороне
Сибирь — Азиатская Россия. Из этого же предположения исходя,
должен установить, что под престольным городом Галава подразумевается Москва.
В 3-ей главе о предсказании Будды по поводу
братьев Гагунов говорится: «На северо-востоке имеется гора Боад-Данба. Она
есть убежище всех злых существ, заканчивается высокими зубчатыми вершинами,
служащими предметом восторга своей сказочной красотой. Вообще, эта сторона
отличается своей красотой».
Северо-восток, здесь указываемый, определён, принимая
за исходный пункт западную оконечность материка Занба-Тиб
[Джамудвипа — С. К.], под горой Боад-Данба, очевидно, соответствует
одной из горных вершин в Финляндии, известной под именем Ава-Сакса
[Аавасакса — С. К.].
Вершина этой горы Ава-Сакса потому названа высокой, что
с вершины её виднеются все четыре части света, расположенные
по сторонам Сомор-улы [горы Сумеру — С. К.], вплоть
до самого железного обруча, которым якобы опоясан земной мир. Благодаря
необыкновенной высоте этой горы солнце за нею в течение 4-х дней
[летнего солнцестояния — С. К.] не заходит, а потому лучи
его, освещая отдельные уголки земной территории, делают для зрения доступными
и отдалённые части.
Выражение, что страна, состоящая из окрестностей горы
Боад-Данба, вообще способна прославиться своей красотой, разъясняется ещё
дальше выдержками из сочинения по медицине, где говорит[ся], что
город, в котором широко развивается медицинская наука, находится
на вершине горы Сомор-ула. Город этот должен быть признан святым, потому
что в нём находят перерождение высшие бодхисаттвы. Он является предметом
благоговейного отношения всякого существа, и всякий желающий видеть всегда
удовлетворяет своё желание определением свыше.
По моему мнению, под вышеупомянутым городом, лежащим
на вершине Сомор-улы, в котором якобы должна особым образом
развиваться наука медицинская, нужно подразумевать Санкт-Петербург, во-первых,
потому, что Санкт-Петербург действительно находится недалеко
от финляндской горы Ава-Сакса, составляющей якобы маленький хребет,
берущий начало от горной области Сомор-ула, во-вторых, Санкт-Петербург, отличаясь
своей красотой, также соответствует вышеупомянутой цитате и тем, что
в нём особенным образом развивается наука медицинская. Во второй
главе, трактующей о преподнесении братьями Гагуна священной трапезы Будде,
фразу «в лесу под названием Уста Модон, молочное дерево, где пребывала
Окон-Дэнгэр-флама [богиня Шридэви, Палден Лхамо — С. К.], нужно
понимать в том смысле, что здесь под рощей или лесами разумеется Москва,
лес же под названием Салин Цецег (цветок дерева сал), встречающийся
в другом месте, обозначает Санкт-Петербург. Разбирая эти фразы
этимологически, мы выводим, что слово «флама» [тиб. lha mo —
С. К.] означает «богиня» или женское имя. Это слово и русские слова
«Мать Москва» имеют тождественное содержание. Слова Салин Цецег и Санкт-Петербург
имеют одинаковые произношения ввиду некоторого совпадения первых их букв.
На тибетском языке слово «сала» значит «дерево»,
на русском же языке слово «Санкт» означает «святой», если
их связать, то выходит «святое-священное дерево», что, в свою
очередь, определяет понятие священного дерева Боди-модон [по-монгольски —
«древо Пробуждения» — С. К.]. (С. 91-93)
Чуть далее Дамбо-Даши Ульянов трактует географическое
положение Северной Шамбалы-России, исходя из такого порядка:
Эти четыре стороны [света] имеют своё особое определение
в зависимости от характера жизни каждой из них. Так, например,
восток считается страной мира, спокойствия; юг — страна распространения,
расширения, размножения, словом, всякое предприятие, имеющее целью увеличение
и умножение чего-либо, должно в этой стране найти благодатные
условия; запад — страна, где дела личного характера наиболее преуспевают,
например могущество, честолюбие, слава; север — страна суровых действий,
страна, где наиболее преуспевают и осуществляются желания жестокие,
коварные. И в каждой из этих стран первым долгом исполняются
те действия и желания человека, которые наиболее соответствуют
призванию самой местности, её свойству. Например, на востоке идея
усмирения, умиротворения и т. д., на юге первым долгом может
осуществиться идея расширения и распространения чего-либо, на западе
идея личного могущества, самолюбия, тщеславия, на севере идея учинения
жестокости, произвола, суровых подвигов. Словом, в каждой из них
осуществляются идеи, соответствующие призванию самой страны, а в дальнейшем
соблюдается известная последовательность. Например, на востоке первым
долгом осуществляется идея умиротворения, затем уже исполняются желания
распространения личного могущества, и наконец — идеи суровых дел.
На юге — первым долгом осуществляется идея
расширения, и затем последовательно исполняются желания эгоистические,
суровые и умиротворения.
На западе первым долгом исполняются желания личного
характера, клонящиеся к возвышению человека, его честолюбия
и эгоизма, а затем уже суровые желания, умиротворяющие желания,
расширения.
На севере первым долгом предприятия суровые, грозные,
жестокие, а затем последовательно осуществляются идеи умиротворения,
расширения и личного самолюбия. Исполнение этих четырёх особенных желаний
человека будет совершаться в строгой последовательности, без всяких
нарушений их порядка, подобно закономерному вращению колеса времени.
Например, весна сменяется летом, последнее осенью, и наконец на смену
осени приходит зима. Этот порядок в стихии соблюдается с очевидной
для каждого существа последовательностью. (С. 95-96)
PS. Через пять лет после того, как книга Ульянова вышла в свет, название священной страны Северной Шамбалы зазвучало в боевых песнях монголов. Хотя Монголия в начале прошлого века и связывала с Россией самые радужные свои надежды, местные ламы всё же воздерживались от столь «революционного» ульяновского отождествления.
PS. Через пять лет после того, как книга Ульянова вышла в свет, название священной страны Северной Шамбалы зазвучало в боевых песнях монголов. Хотя Монголия в начале прошлого века и связывала с Россией самые радужные свои надежды, местные ламы всё же воздерживались от столь «революционного» ульяновского отождествления.
Комментариев нет:
Отправить комментарий